Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Процесс важнее результата

До 27 апреля галерея «Квадрат» приглашает на выставку петербургских керамистов Сергея Соринского, Сергея Сухарева, Людмилы Назиной, Сергея Русакова и Дмитрия Ильинского «Память глины». Сопровождает экспозицию одноименное видео Ларисы Захаровой

Л. Назина и С. Русаков. Архив. 2013

Глина обладает самой настоящей памятью: необожженную, ее можно мять, сгибать, скручивать, протыкать, и все эти деформации «запоминает» глиняная масса. Мастер случайно что-то сделал в процессе работы, он об этом и не помнит, а глина помнит… и может при обжиге совершенно неожиданно себя повести. «Результат никогда невозможно предсказать, и интересно не только то, что в итоге получилось, но и сам процесс; считаю, что надо снимать все этапы работы на видео, — сказал один из участников выставки Сергей Соринский. — Когда делал композицию «Иллюзия», пожалел, что некому было снять, как я наливал воду в резервуар, — на разных уровнях воды впечатление от объекта полностью менялось».

Посетители выставки имеют случай убедиться, какой неожиданной может быть глина: от тонкого фарфора до грубого шамота. Единственное, что объединяет экспонаты, — здесь практически отсутствуют предметы утилитарной направленности. 

Людмила Назина и Сергей Русаков в триптихе «Архив» помещают «фрагменты» белых фарфоровых изделий — здесь чашки, чайники, блюдца, бюсты, ручки, ножки, зайки, свинки — в рамки-клетки, напоминающие изделия известной скандинавской мебельной фирмы. Наша память иронически сопоставляется с частями, осколками, которые мы безуспешно пытаемся систематизировать, сделать самим себе красиво.

Композиция Дмитрия Ильинского «Танец ветра» словно издевается над симметрией посуды, выполненной с помощью гончарного круга: изделия, напоминающие традиционные горшки и вазы, кривятся, заваливаются и расслаиваются (кстати, художник интересно использует пигменты). 

«Кувшины с историей» Сергея Сухарева — на первый взгляд обычные кувшины (их-то как раз можно использовать как традиционные емкости), но поверхность каждого кувшина заведомо неровная, форма плывет и течет.  

Для Сергея Русакова в композиции «Окна» глина — просто поверхность, он рисует на ней, как тушью на бумаге. 

Сергей Соринский использует не только глину, но и песок, стекло, металл и даже воду: в уже упомянутой работе «Иллюзия» глиняный объект, похожий на корабль, находится в герметичном стеклянном резервуаре с водой, в композиции «Рассыпался горох на семь дорог» глиняные стручки и горошины помещены на лист железа… «Объект, с одной стороны, требует определенного пространства — я считаю, что мой «Горох» лучше смотрится не в помещении, а на траве, — с другой стороны, он сам организует его, — делится Сергей с корреспондентом «ВП». — Когда мы монтировали выставку, вдруг поняли, что чего-то не хватает, и украсили белые стены галереи разводами разноцветной глины».

↑ Наверх