Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Пусть бежит дядя Федя!

Что мы знаем и чего не знаем о пробеге Пушкин — Петербург

Ровно месяц остается до вечёркинского пробега Пушкин — Петербург. Юбилейного пробега — 85-й Петербургский марафон стартует в полдень 25 сентября. Как обычно, он посвящается памяти заслуженного работника культуры РФ Валентина Семёнова. Но главные герои на нем — бегуны. О них наш рассказ.

Питерские легкоатлетки рады возможности стартовать на пробеге «Вечёрки»! Фото: Льва МЕЛЬНИКОВА

Бегали, бегают и будут бегать
Марафонцы — суровые люди. Но бег и для них — как наркотик. Немало чудиков видела трасса Пушкин — Петербург. Например, Николай Золотов, комдив на Гражданской, в 90 лет, уже будучи подслеповатым, вызвался сдать нормы ГТО, включавшие в себя тогда метание гранаты и стрельбу из пистолета («А иначе не успею — катаракта», — объяснял бывший комдив).

Еще питерским зрителям запомнился и полюбился импозантный Федор Забелин — ветеран «тридцатку» преодолевал часа за три — в два раза медленнее, чем другие марафонцы. Но публика визжала от восторга: «Бежит дядя Федя!»

Дядю Федю ленинградцы обожали. Но вот однажды не увидели его на финише пробега — врачи запретили возрастному марафонцу выходить даже на старт. Пробег закончился. В спорткомитете, где подписывались протоколы, зазвонил телефон.

— Говорят из милиции, — послышался суровый бас. — Если у вас пробег закончился, то кто же тогда носится вокруг Марсова поля? Мы отправили туда наряд — собралось множество зевак: могут возникнуть беспорядки.

Оказалось, это дядя Федя, раздобыв номер официального участника пробега и пришив его себе на майку, бежал желанную «тридцатку». Дистанцию спортсмен отмерил на глазок и мотал круги.
— Пусть бежит дядя Федя! — одобрили дружно милиционеры.

…Ну а теперь никто, даже полиция, не остановит Феликса Ульданова — майор ГУВСИН «тридцатку» бегает в промежутках между боевыми дежурствами.
— Когда мой начальник грозит, что лишит меня премии, отпуска, мне не страшно. Когда говорит, что не пустит меня на пробег, — это другое дело! Однажды перешли мы на усиленное дежурство. Руководство говорит мне: никаких пробегов! А я ослушался, вышел на старт. И надо же: какие-то телевизионщики сняли камерой, как я стартую, — вспоминал «железный Феликс». — Ну, досталось от начальства. Но я, хоть весь травмированный, бегал, бегаю и буду бегать!

Придумал Петербургский марафон…
…Эдуард Александрович Пендер-Бугровский — он был обрусевшим эстонцем из поселка Бугры; отсюда и псевдоним. За организацию оригинального пробега Ленинград — Москва в 1934 году он удостоился личной благодарности Сергея Кирова: бегуны на этой трассе, выступая на митингах, собрали и доставили в столицу наказы трудящихся. Которые предназначались, к слову, для участников 16-го съезда ВКП(б).

Это теперь подростки в Северной столице худосочные. Ну а тогда считалось: личность должна развиваться гармонично, совмещая увлечения многими видами спорта. Вот и Пендер, окончивший Санкт-Петербургскую эстонскую гимназию, слыл силачом: занимался гимнастикой, баскетболом, легкой атлетикой, гонялся на велосипедах и коньках. Недаром же был кузнецом!

Вспомнил Эдуард Пендер-Бугровский, как участвовал в забеге на 24 версты из Петербурга в Тярлево. Случилось это аж до революции, в 1912 году, — старт давали тогда на Забалканском проспекте (ныне Московский), в районе капустных полей. И подумал: хорошо бы возродить традицию. И возродил. С тех пор она не прерывалась.

Какое диво был первый пробег
В дождливую промозглую погоду 14 октября 1923 года на перроне Детскосельского (ныне Витебского) вокзала собрались мужчины в майках и трусах. Сели в поезд, который доставил их в Павловск — там дали старт.

Доцент Неугасов, участник пробега, потом вспоминал:
— Когда я понял, что обратно в Ленинград придется добираться на своих двоих, меня охватил ужас.

В полдень бегуны выстроились возле какой-то телеги — и в путь! Очень скоро всем им захотелось есть.
— Питательных пунктов тогда не было, поэтому нас очень выручил случайный пастух, который дал нам здоровенную краюху хлеба, — вспомнил бегун Дмитриев, впоследствии баскетболист. — Мы смачно подкрепились.

А бегун Кох возле Средней Рогатки увидал старика. И спросил его:
— Дедушка, далеко ли до Питера?
— А ты что, бежишь? — вопросом на вопрос ответил старик. — По своей воле бежишь али по принуждению?
Это был первый пробег!

Первым финишную ленточку…
…пересек чертежник из «Ленэнерго» Михаил Иванов, который выиграл еще в 1927 году.
Он тоже был «на все руки спортсмен»: футболист, хоккеист, конькобежец и лыжник. Да и бегал умопомрачительно. «Михаил 10-летним мальчуганом регулярно мчался  от Путиловского завода, где работала наша семья, до Дворцовой площади, — вспоминала его сестра Мария. — Брал с собой нас, двух сестренок. Если мы останавливались, строго оглядывался, и нам ничего не оставалось, как продолжить бег».

На Дворцовой площади дети садились в конку, чтобы ехать к крестной на Елагин остров. Миша, как мужчина,  лез наверх — за 4 копейки. Сестры, естественно, садились на лавке внизу — за 6 копеек. Ну а обратно, от Дворцовой до Нарвских ворот, они  тоже пускались бегом.

— Миша всегда твердил, что будет бегать до победного конца, — вспоминала Мария. — Так и вышло.
В марте 1942-го Михаил умер в блокадном Ленинграде. Его трагическая гибель получилась еще и загадочной. Бывший спортсмен отправился к Марсову полю, где размещалась контора «Ленэнерго». И на Марсовом поле упал. Но почему-то отправил случайных прохожих за помощью не к сослуживцам, а к жене и дочке — а они жили на Невском, 84. И когда они добрались к полю с саночками, то Михаила уже не нашли...

Самый массовый пробег…
…Состоялся в сентябре 1986 года. Теперь об этом можно лишь мечтать — 100 тысяч ленинградцев записались в бегуны на Эстафету мира, в рамках которой дали тогда старт пробегу.
— Неужели в вашем городе будет такая массовость? — не верил перед стартом руководитель эстафеты Дэвид Гершон.

Американец, который бежал в группе спортсменов, так увлекся трассой, что и не заметил, как осилил ее всю — все 30 километров!

Правда, многие ленинградцы вышли на пробег ради халявных шахтерских лампочек, которые доставила в подарок профсоюзный лидер из Британии товарищ Линда Худ. Но лампочек всем не досталось. И то верно — не гонялись бы за дефицитом!

На дороге не валяется ни стар ни млад
…А ведь и вправду не валяются: не приходилось выносить с трассы на руках ни Бориса Кондорфа, который в возрасте 84 лет выходил на ветеранскую дистанцию, ни побившего все возрастные рекорды питерца Григория Фаенсона — он последний раз участвовал в забеге в 94 года (благо можно на выбор осилить и 5 километров, и 2). Ни самых младших — выходивших на пробег уже в 5, 6 лет, даже в 3 годика! А еще стартуют инвалиды по зрению с проводником, и даже колясочники…

Наш пробег — он для всех!

Владислав ПАНФИЛОВ
↑ Наверх