Путешествие из эпохи в эпоху
До 3 ноября Малый зал Музея нонконформистского искусства представляет выставку Давида Плаксина «Осколки»
В экспозицию вошли произведения, созданные в последние годы (2011 — 2013), тему можно понимать двояко — и как связь прошлого с настоящим, и как процесс уничтожения культуры (впрочем, эти процессы не только в воображении художника, но и действительно взаимосвязаны).
Мадонна. 2012.
Центральная работа, давшая название всему проекту, — полиптих, объединяющий расколотые изображения античных статуй. «Осколком» может быть что угодно: сохранившиеся памятники культуры («Римский акведук»), графические символы, связанные с определенными историческими событиями, — как пятиконечная звезда и свастика в диптихе «Знаки» (и то и другое — на фоне захороненных трупов), и даже… огрызок яблока («Яблоки к чаю»). «Досталось» от художника и постмодернизму: в работе «Шишка пинии», например, пародируется нынешнее стремление превратить в предмет искусства, в памятник все что угодно. Правда, признается художник, от излишней цитации в процессе работы приходилось иногда отказываться: «Вот композиция «Мадонна», сюжет — бегство в Египет, здесь поначалу фоном был фрагмент картины Джотто, но потом я его убрал. Остались только эти вертикальные параллелепипеды — это горы, так их изображают на русских иконах». Давид Плаксин — график, но многие работы на выставке тяготеют к скульптуре: они объемны, образ создается с помощью нескольких плоскостей — дальних, ближних, и теней, ими отбрасываемых.
Прошелся Плаксин и по рекламе, точнее, по неоправданно большому месту, которое она заняла в нашем сознании, сделав его фрагментарным, клиповым. Использованные тюбики зубной пасты превращаются в обнявшихся любовников, а этикетки от старорежимной говяжьей тушенки становятся фоном композиции «Ностальгия».
Любовники. 2012.
Сам художник тоже называет себя осколком — «осколком советского общества». Правда, директор Музея нонконформистского искусства Евгений Орлов с этим не согласен: «Важно напомнить, — возразил он на церемонии открытия выставки, — что Плаксин — нонконформист с огромным стажем, участник «газаневских» выставок и по убеждениям — редкий антисоветчик». «Евгений Орлов перегнул палку, — сказал художник корреспонденту «ВП». — Как бы я ни ненавидел, как бы ни отталкивался от той эпохи, я в ней вырос и сформировался. Ностальгии, правда, нет — скорее ерничество. А вообще меня бросает из эпохи в эпоху — то античность, то Ренессанс, то современность. И я ничего не придумываю — изображаю то, что вижу».