Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Путешествие к центру вселенной Моцарта

4 июня Большой зал Филармонии приглашает на концерт X Международного фестиваля «Музыкальная коллекция», абонемента «Музыка Вены». В программе сочинения Моцарта, Шуберта, Брамса. В концерте примут участие заслуженный коллектив России Академиче­ский симфонический оркестр филармонии, дирижер — Николай Алексеев. Солисты Алена Баева (скрипка), Александр Князев (виолончель)

Музыка австрийской столицы на протяжении нескольких столетий остается неисчерпаемым источником прекрасных звучаний и стилистического разнообразия, благодатным полем для смелых интерпретаций и культурного диалога. Программы ставшего уже традиционным филармонического абонемента «Музыка Вены» подтверждают это: каждый год его слушатели открывают для себя великолепные сочинения.

В шестом концерте абонемента «Музыка Вены» под управлением Николая Алексеева прозвучат сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта и Иоганнеса Брамса.

Музыка «Академической увертюры» Брамса создана в 1880 году по случаю присуждения автору почетной докторской степени университетом Бреслау. Сочинение основано на традиционных школярских песнях, прославляющих студенческие вольность и братство. Мастерски написанная партитура заканчивается знаменитым «Гаудеамусом».

Пятая — последняя из юношеских симфоний Шуберта — была создана в 1816 году и разделила судьбу большинства других партитур композитора: пролежав под спудом почти 60 лет, она прозвучала 1 февраля 1873 года на публичном концерте в Лондоне.

Моцарт сочинил Концертную симфонию для скрипки и альта с симфоническим оркестром в 1779 году, во время очередного европей­ского турне. Это прекрасное сочинение, объединяющее в себе черты симфонии и концерта, стало одним из самых популярных инструментальных сочинений Моцарта. 

На вопросы нашего корреспондента отвечает один из солистов концерта, выдающийся виолончелист Александр КНЯЗЕВ.

— Как с возрастом меняется ваше отношение к музыке Моцарта?
— Оно не меняется, я восторгаюсь музыкой Моцарта и обожаю ее с детства. Это гениальный композитор, я могу сравнить его по совершенству и невероятному мастерству с Бахом. Это две вселенные в музыке, два центра.

— Вы концертируете по всему миру. Не кажется ли вам петербургская публика нерешительной в выражении своего мнения и всегда всем довольной?
— Нет, я бы так не сказал. Наоборот, считаю, что петербургская публика избалована, это трудная публика. Я выступал много, но первый огромный успех пришел ко мне 11 лет назад, когда мы играли с Юрием Хатуевичем Темиркановым концерт Элгара. После этого на моих концертах полные залы, то есть я довольно долго завоевывал петербургскую публику. Петербург, как и Москва, — центр культуры, как Лондон, как Париж. Петербургская публика очень знающая. Любой артист будет волноваться, выступая здесь.

— Есть ли что-то вами не сыгранное, что вы мечтаете сыграть?
— Я сыграл очень много. Почти весь виолончельный репертуар, сделал много переложений. Хочу обратить ваше внимание, что Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром — очень популярное произведение, но как переложение для скрипки и виолончели прозвучит в Петербурге впервые. В мире ее по-настоящему играл только Йо-Йо Ма на виолончели. Мне бы хотелось сыграть виолончельный концерт Шнитке, это в ближайших планах, хотя современную музыку я играл не много.

— Планируете отдых летом? Куда поедете?
— В августе — буду у себя на даче, это для меня лучший отдых. Я так много езжу по зарубежью, что лучший отдых для меня — это никуда не ездить.

↑ Наверх