Путешествие под Петербургом и Москвой
Корреспондент «ВП» решил сравнить главные характеристики нашего и столичного метро. И вот что обнаружил
Метро для нас — часть жизни. Специфическая. Часто определяющая настроение на целый день. А то и на год. Будет ли повышение тарифов? Откроют ли новую станцию? А когда уже закончат ремонт старой? Пустят ли наконец бесшумные вагоны? Достоинства у нашего метрополитена есть. Как и недостатки. Стремясь создать объективную картину родной петербургской подземки, «Вечёрка» решила сравнить ее с московской. Петербургское метро — самое красивое в мире
История
Петербург
Первые проекты городской «железки» в городе на Неве появились едва ли не в первой половине XIX века. Но само строительство началось только в конце 30-х годов XX века. Первые шахты были готовы в 1941 году. Из-за войны стройку пришлось свернуть. Окончить ее удалось только спустя 14 лет: торжественное открытие ленинградского метро произошло в ноябре 1955 года. Первая линия соединяла «Автово» и «Площадь Восстания». В 1961 году ввели вторую: «Технологический институт» — «Парк Победы». В 1967-м — третью, связавшую «Василеостровскую» и «Площадь Александра Невского». В 1985-м — четвертую: «Площадь Александра Невского» — «Проспект Большевиков». Нынешняя линия №5, соединившая «Садовую» и «Чкаловскую», появилась на карте в 1997 году.
Москва
В Москве попытки воплотить в жизнь идею метрополитена также относятся к XIX веку (заметим, что первое в мире метро — лондонское — заработало в 1863 году, второе — нью-йоркское — в 1868-м, поэтому было к чему стремиться). Проект строительства московской подземки стартовал в 1913 году. Но (как и 30 лет спустя в Северной столице) помешала война — Первая мировая. Снова к строительству приступили в 1931-м, а первые линии пустили в 1935 году: маршрут первой очереди повторял самые напряженные линии трамвая. Комплекс включал 11 километров трассы и 13 станций. Единственным днем, когда метрополитен не работал, стало 16 октября 1941 года — день паники в Москве. Во время войны было возведено 7 новых станций метрополитена.
Характеристики
Петербург
5 линий, 67 станций. Длина путей: 113,6 км. Пассажиропоток в год — 763 миллиона (2014).
Петербургское метро самое глубокое в мире (по средней глубине залегания). Самая глубокая станция в России — «Адмиралтейская» — 86 метров.
Самая загруженная станция в России — «Проспект Ветеранов».
Самая глубокая станция петербургского метро — «Адмиралтейская» — на 2 метра глубже самой глубокой московской — «Парка Победы»!
Москва
12 линий,196 станций. Длина путей: 327,5 км. Пассажиропоток в год — 2500 млн. (2014). Пассажиропоток московского метро является одним из самых высоких в мире, уступая токийскому, шанхайскому, сеульскому и пекинскому.
Преимущественным отличием московского метро от петербургского является наличие кольцевой линии, соединяющей все ветки (впрочем, в городе на Неве кольцевую также планируют строить).
Самая глубокая станция — «Парк Победы» — 84 м. Самая неглубокая — «Печатники» — 5 метров. Самый короткий перегон — «Выставочная» — «Международная» — 500 м.
Голоса метро
Петербург
Голосом петербургского метро с конца 70-х годов является голос актера и диктора Михаила Быкова. Это своеобразная визитная карточка питерской подземки. Сейчас Михаилу Александровичу 70 лет, и он продолжает озвучивать названия новых станций.
Москва
На радиальных линиях при движении к центру Москвы названия станций объявляются мужскими голосами. А при движении от центра — женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — в обратную сторону. Это сделано для ориентации инвалидов по зрению.
Пассажиры с ограниченными возможностями
Петербург
До недавнего времени в петербургском метро практически полностью отсутствовала безбарьерная среда. Пандусами и лифтами оснащались только вновь открывшиеся станции: хотя по ним все равно самостоятельно спуститься нельзя. Два года назад Метрополитен оснастил все станции устройствами, на которых сотрудники подземки могут помочь подняться и спуститься инвалидам-колясочникам. Для этого нужно предварительно позвонить и сообщить название своей станции (телефоны вывешены на сайте и на входах в метро). Впрочем, по словам самих инвалидов, проку от этой инициативы мало. После звонка иногда приходится ждать на улице по полчаса прибытия человека. А подъемные устройства рассчитаны не на все типы колясок.
Москва
В столице с этим еще хуже. Там нет специальных устройств, как в Петербурге. Новые станции оснащены лифтами и электроподъемниками. Но на старых самостоятельно воспользоваться метро колясочнику невозможно.
«Автово» — станция первой построенной в Ленинграде линии
Ночное метро
Петербург
Существует в Петербурге с 2013 года. Поезд-челнок связывает обе стороны Невы в период навигации и курсирует между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» по выходным с 1.00 до 3.00. Интервал отправления — 20 минут. Примечательно, что руководство Метрополитена до последнего отказывалось вводить ночной график работы в связи с его экономической нецелесообразностью. Однако Смольный настоял на переходе на ночной режим. Компромиссом стал «выходной» челнок. Также в настоящее время ночное движение осуществляется в Новый год, Рождество, Пасху, «Ночь музеев», майские праздники и «Алые паруса».
Москва
По ночам метро не работает. Что в принципе логично: проблемы разводки мостов в столице нет. Тем более работает оно до часу ночи (а где-то на поезд можно успеть и в 1.30). По некоторым праздникам — Новый год, Рождество, Пасха — иногда принимается решение о продлении работы метрополитена до 2.00 или 2.30.
Стоимость проезда
Петербург
С 1 января 2015 года стоимость разового проезда составляет 31 рубль. С 2014 года к оплате принимаются банковские карты. В качестве оплаты используются металлические жетоны. Заметим, что как раз использование жетонов привело в конце 2014 года к небывалому пассажирскому коллапсу, когда на руки выдавали только по 1 — 2 жетона и у касс выстраивались невиданные очереди (причина — якобы скупка их спекулянтами). Тогда же со стороны общественности стали выдвигаться инициативы заменить жетоны бумажными билетами, как в Москве (и не зависеть от этих медяков). Однако руководство Метрополитена заявило, что не собирается в ближайшее время отказываться от жетонов — это твердая, надежная платежная единица, которая находится постоянно в обороте. А печать бумажных билетов обойдется только дороже.
Москва
Стоимость проезда — 50 рублей (в 2014-м — 40 рублей). Хотя при покупке проездного на 20 поездок разовый проезд обойдется всего в 29 рублей, а на 60 поездок — в 23 рубля. Одна из причин резкого роста — сразу на 10 рублей — то, что Московский метрополитен бурно развивается. В 2008 году проезд в московском метро почти не отличался от петербургского и стоил 19 рублей, в 2010-м — 26 рублей.
Подвижной состав
Петербург
Состояние подвижного состава в Петербурге оставляет желать лучшего. Средний срок службы вагонов — 26,9 года при нормативном — 31 год. Парк подвижного состава изношен на 73%. Причем почти половина парка — это вагоны со сроком службы выше нормативного. Большая часть этих поездов эксплуатируется на 1-й и 2-й линиях. С 2013 года закупаются современные бесшумные вагоны с асинхронным двигателем «НеВа» чешско-российского производства. Но сегодня на всё метро таких составов всего девять.
Москва
В московском метро используется подвижной состав пяти поколений, в настоящий момент идет деятельное обновление парка. Так, за последние несколько лет произведена полная замена на Филевской, Арбатско-Покровской, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской и Кольцевой линиях. Среди интересных моделей — вагоны «Ока» со сквозным проходом через весь состав. Также в столичной подземке курсируют семь именных составов. Например, «Читающая Москва», оформленная цитатами и иллюстрациями из произведений классиков литературы. «Акварель» — поезд-галерея. Ретросостав «Сокольники», стилизованный под поезд 1935 года.
Перспективы
Петербург
Строительство новых станций в Петербурге идет далеко не спринтерскими темпами. Заявленные планы постоянно урезаются. Причина, как утверждают в Метрополитене, банальна — недостаток средств. В отличие от Москвы, где на развитие метро выделяются федеральные средства, у нас — это только городской бюджет и собственные деньги подземки. Последний построенный вестибюль — «Спасская» (2013), станции — «Международная» и «Бухарестская» (2012). Тем не менее до 2018 года планируется построить целых семь станций, включая «Новокрестовскую», «Театральную», «Шушары». А в последующую семилетку — еще пять. Строительство кольцевой линии запланировано на 2025 год, а полного ввода в эксплуатацию придется ждать после 2035 года.
Москва
Согласно программе развития в 2013 — 2020 годах в Москве планируется построить 160 км новых линий и 79 станций. В прошлом году в эксплуатацию введены 5 новых станций. В генплане общая продолжительность путей к 2015 году должна составить 650 километров: почти как от Петербурга до Москвы.