Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Путешествия во времени и сознании

В Петербург с гастролями едет воронежский Камерный театр, один из самых стабильных и интересных театров страны, а кроме того — завсегдатай афиши «Золотой маски». Залог успеха этого стационара — жесткий характер и бесспорный профессионализм его руководителя, режиссера Михаила Бычкова. На сцене нашего МДТ — Театра Европы будут показаны четыре спектакля Бычкова, постановки последних пяти лет.

«Дураки на периферии».

Петербуржцам Михаил Бычков известен спектаклями прежде всего умными, основательно застроенными, но не лишенными изящества и чувства юмора: «Трамвай «Желание» в «Приюте комедианта», «Голодранцы и аристократы» в Театре Комедии, «Нора» Белого театра, «Гроза» ТЮЗа им. А. А. Брянцева. Ключевая составляющая режиссуры Бычкова — стиль: он обычно выверяется до миллиметра, определяется исторической ситуацией, которая всегда рифмуется с современностью. Слабая сторона Бычкова — все та же почти фанатичная любовь к форме: поначалу она, несомненно, помогает актерам трудиться над образами, но местами (особенно в кульминационных моментах) досадно их подавляет, отчего режиссерские выводы иногда выглядят умозрительными. Но это уж если судить, что называется, «по гамбургскому счету», то есть тем судом, на который из всех российских режиссеров могут претендовать человек пятнадцать, Бычков будет в их числе.

Так что спектакли Михаила Бычкова смотреть надо непременно. «Вечёрка» предлагает гид по грядущим гастролям.

«Циники».


1) 14 и 15 марта будет показана малоизвестная комедия Андрея Платонова «Дураки на периферии». Разумеется, это сатира, но, как водится у Платонова (и Бычкова), с болью и нервом. И надо же такому случиться, что сюжет пьесы по случайности совпадает с одной из самых обсуждаемых нынче у нас тем — с появлением проекта закона о запрете абортов без медицинских показаний. У Платонова гражданин Башмаков уговаривает комиссию ОХМАТМЛАДА (орган по охране матерей и младенцев) разрешить аборт его второй жене, но комиссия оказывается непреклонна: «Родить надо неминуемо для пользы народонаселения!»

2) 16 марта — воронежская версия «Циников», романа Анатолия Мариенгофа о любви на фоне революции. Идеальная в смысле формы и стиля (к которым в эпоху нэпа относились, как известно, с трепетом), постановка Бычкова о том, какими могут быть отношения между интеллигенцией и властью (стоит ли говорить об актуальности темы). Вывод весьма логичен: интеллигенции как минимум стоит опираться на здоровый цинизм.

«Гедда Габлер»

3) 17 марта«Гедда Габлер» по пьесе Ибсена. Режиссер Бычков, слегка приблизив к нам по шкале времени эту печальную историю рубежа XIX — XX веков, рассказывает о женщине, которая мечтала о жизни «как в кино», то есть идеальной по форме и сути. И о том, как жестоко отомстила ей реальность своей пошлостью. В роли Гедды, как и в большинстве принципиальных женских ролей, — по-декадентски утонченная актриса Елена Лукиных.

4) Гастроли закроются спектаклем «До и После» по пьесе современного немецкого автора Роланда Шиммельпфеннига — 18 марта. Этот драматург славен тем, что пришел в театр из журналистики, когда понял, что в репортаже для прессы не показать истинной причины большинства событий — так называемых скелетов в шкафу, образов подсознания. Пьесы Шиммельпфеннига как раз полны подобных «героев из прошлого» и интересны именно тем, что конфликт в них всегда проходит по тонкой грани между сознательным и бессознательным, и они иногда меняются местами. «До и После» — занятный эксперимент. Перо драматурга выхватывает персонажей, точно камера, установленная в одном из многонаселенных отелей. Герои многочисленны (около полусотни), безымянны («Бывший любовник женщины лет тридцати», «Мужчина с бокалом», «Женщина из бара» etc.), и частота их попадания «в кадр», как кажется, не диктуется ничем иным, кроме логики их перемещений. Но драматургу, как и режиссеру, интересны именно пограничные состояния, которые открывают шлюзы в подсознание: до и после первого секса, до и после первой измены etc.

↑ Наверх