Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

«Пять дней в блокадном Ленинграде»

Книга дошла до российского читателя через 67 лет

Книга британского журналиста Александра Верта «Пять дней в блокадном Ленинграде» впервые издана в Петербурге — спустя 67 лет после того, как она была написана и издана в Лондоне. Верт посвятил ее рабочим Кировского завода.

«Александр Верт родился в Санкт-Петербурге в 1901 году в семье британца и русской, так что свободно владел русским языком. он уехал с родителями из России после Февральской революции 1917 года, — рассказал инициатор издания книги в России петербургский врач-невролог Георгий Лаписс. — Я увидел британское издание книги Верта в 1980 году в Публичной библиотеке и с тех пор мечтал переиздать книгу на русском». Лаписсу удалось это сделать лишь в XXI веке, он привлек единомышленников — профессора кафедры античной литературы СПбГУ Алексея Егорова и заведующего кафедрой истории нового и новейшего времени истфака СПбГУ Владимира Барышникова.

Александр Верт был известным журналистом, работал на Би-би-си и в крупных британских газетах, освещал события Второй мировой войны. В Ленинград Верт прибыл по приглашению советской стороны в сентябре 1943 года. Как подчеркивает Георгий Лаписс, «конечно, ему показывали то, что хотела советская сторона, но Верт вырос в Санкт-Петербурге, русский был для него родным, он мог общаться свободно и делал это».

Уникальность книги в том, что британский военный журналист Верт писал о своем родном городе, — это читается в каждой строчке. Он вспоминает каток на Каменном острове, где катался в детстве, Тенишевское училище, где учился, своего дядю Петра, к которому заходил после школьных занятий и который рассказывал ему о русской литературе и истории, он помнит, что Литейный всегда славился своими букинистическими магазинами... 

В книге Верта много уникальных деталей, живых диалогов, описаний города, например встреча журналиста с архитекторами, которые в 1943 году проектировали застройку будущего Московского района Ленинграда и думали о восстановлении еще оккупированных Пушкина, Павловска, Петергофа. Вот Верт взбирается на Наблюдательную башню — ту самую, в стиле конструктивизма, где ныне администрация Кировского района, вот он говорит с рабочими Кировского завода, с детьми, женщинами, бойцами-артиллеристами, писателями. Верт в театре смотрит «Принцессу цирка»: «Ленинград нуждался в полном комическом снятии боли, и нельзя было придумать ничего лучше вот такого дешевого фарса».

Обложка книжки и башня в стиле конструктивизма — отсюда велось наблюдение за фашистской авиацией, сюда поднимался Верт в 1943 году.

Верт побывал в городе в сентябре 

43-го, когда никто уже от голода не умирал, но ежедневно гибли от артобстрелов. «Наша «скорая помощь» была проинструктирована, чтобы сразу после взрыва снаряда смывать с мостовой пятна крови», — рассказывают Верту, а сам он не раз становится свидетелем чудовищных артобстрелов. Тем не менее «в Ленинграде любой разговор рано или поздно возвращался к мрачным дням зимы 1941 года...».

Книга Верта, написанная с любовью к ленинградцам и с сочувствием к воюющей России, шла к русскому читателю 67 лет. В чем же причина? В книге опубликовано интервью Верта с тогдашним председателем Ленсовета, или, как он сам себя любил называть, «мэром Ленинграда», Попковым, который достаточно откровенно по тем временам ответил на вопросы журналиста. Петр Сергеевич Попков, как многие руководители, ученые, экономисты, пережившие блокаду, стал жертвой паранойи Сталина — «ленинградского дела», его имя было под запретом. А когда началась перестройка и обвинения с жертв «ленинградского дела» были сняты, то книга Верта не попала в общий поток реабилитируемой литературы — не было у врача-невролога Лаписса средств, чтобы ее издать.

Фото автора
↑ Наверх