Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Работать — четыре дня, получать — за пять?

Депутаты Госдумы не против обсудить сокращение рабочей недели

Уже давно эксперты Международной организации труда (МОТ) предлагают перейти на четырехдневную рабочую неделю, при которой люди работали бы не 40, а 36 часов. Это якобы повысит производительность труда работников и сделает их более здоровыми и счастливыми.

Большинство работающих граждан поддержат 4-дневную рабочую неделю — в том случае, если зарплата не пострадает


А в июле за сокращение рабочих часов (как средство от безработицы, потому что можно нанимать двух человек на неполную занятость на одну вакансию) выступил гендиректор «Google» Ларри Пейдж, сам крупнейший работодатель, занимающий 13-е место в рейтинге богатейших американцев по версии «Forbes» (его состояние оценивается в $31,7 млрд.).

Но российские чиновники, в отличие от зарубежных, считают это мечтой, чтоб не сказать хуже.

— Россия не может позволить себе переход на четырехдневную рабочую неделю, — заявила вице-премьер Ольга Голодец. — Наш Трудовой кодекс находится относительно других трудовых кодексов мира на очень хороших позициях. Мало стран могут предложить такого размера гарантированный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, но позволить четырехдневную рабочую неделю — это пока мечта для России.

Но эта мечта всколыхнула трудовые слои российского общества. По словам главы Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрея Исаева, комитет постарается в ближайшие дни рассмотреть этот вопрос.

Комментарии

Председатель Федерации независимых профсоюзов СанктПетербурга и Ленобласти Владимир Дербин:
— Хочу подчеркнуть, что инициатива сокращенной рабочей недели принадлежит не МОТ, а одному из ее экспертов — Джону Мессенджеру. И это разные вещи. Одно дело международная конференция МОТ и принятие одним из ее комитетов такого решения. И совершенно другое — мнение одного из экспертов, который написал диссертацию на эту тему. Но в России это не новость — уже были такие случаи. В целом по России ситуация нормальная, но из-за санкций в отдельных регионах на предприятиях есть простои. Например, в Петербурге на АО «Медполимер».

Как сотрудников выручить, чтобы и рабочие места сохранить, и зарплату? Тут нужна не сокращенная рабочая неделя, а другие меры поддержки. Поэтому мы не поддерживаем эту блажь, когда при сокращении рабочего времени кто-то сможет сохранить свою зарплату. Практически у нас в России это невозможно, ведь ни один работодатель не будет этого делать. Хотя, когда работники говорят, что готовы перейти на 10-часовой рабочий день, их можно понять — они хотят заработать, а не искать вторую работу. Но наука доказала, что 8-часовой рабочий день — это оптимальное время для восстановления рабочей силы. Поэтому, конечно, нужно обсуждать этот вопрос, но думаю, что это нереально.

Глава комитета по законодательству ЗакСа Виталий Милонов:
— С одной стороны, сокращение на один день рабочей недели расхолаживает работников. С другой стороны, если сократить неделю на один рабочий день, то на 1/5 уменьшается зарплата. То есть сокращение рабочей недели на восемь часов неминуемо приведет к падению доходов. Думаю, это нереально. Это непродуманное и популистское заявление экспертов МОТ.

↑ Наверх