Радуга зимой-2
В прошлом номере «Этажерка» рассказала о первой половине афиши Зимнего международного Санкт-Петербургского театрального фестиваля Льва Додина, представляющего собой, по выражению Додина, «моментальный снимок сегодняшней театральной Европы»
На грядущей неделе будут показаны три оставшихся спектакля европейских режиссеров, определяющих современный театральный процесс.

Люк Персеваль, глава гамбургского «Талия-театра», хорошо известный завсегдатаям «Балтийского дома», на сей раз представит в Петербурге спектакль по антифашистскому роману немецкого писателя Ханса Фаллады «Каждый умирает в одиночку» (26 и 27 ноября в «Балтийском доме»). Это один из немногих текстов, направленных против тоталитарной системы, переведенный в СССР: добропорядочные берлинцы с особым рвением сотрудничают с гестапо, обрекая на гибель не только семейство протестанта Отто Квагеля, рассылающего открытки со словами: «Сегодня погиб наш сын. Завтра погибнет ваш», но и собственных близких, и самих себя. В те же дни будет показан спектакль волшебника европейской сцены Люка Бонди «Счастливые дни Аранхуэса» (26 и 27 ноября в Театре им. Ленсовета): один из самых востребованных на данный момент немецкоязычных актеров Йенс Харцер с огромным юмором и легкостью сыграет фрустрированного мужчину, вспоминающего на пару с великолепной Дерте Лиссевски лучшие моменты взаимоотношений мужчины и женщины до сексуальной революции. Завершится фестиваль спектаклем стрелеровского «Пикколо Театро ди Милано» «Внутренние голоса» (28 и 29 ноября, МДТ). Выдающийся итальянский комик Тони Сервилло, хорошо известный кинолюбителям, на сей раз выступил в качестве режиссера, поставив не переводившуюся в России пьесу великого Эдуардо де Филиппо. Это трагикомическая история в стиле неореализма о маленьком человеке, утратившем связь с реальностью настолько, что он бежит доносить в полицию о преступлении в доме соседей, привидевшемся ему во сне.
Далеко ушли
С 26 по 29 ноября в Петербурге пройдет уже традиционный и ожидаемый театралами Пятый фестиваль-лаборатория молодой режиссуры «ON.ТЕАТР». Поскольку в прошлом году театр утратил собственную площадку на ул. Жуковского, нынче фестивалить будут на одной из самых современных площадок страны — Новой сцене Александринского театра, куда бездомную «Лабораторию» пригласил худрук Александринки Валерий Фокин. Как обычно, в афише — спектакли выходцев из «Лаборатории», поставленные на крупных площадках за пределами Петербурга.

Сцена из спектакля «Печальный хоккеист». Фото: Юлии Лустарновой.
Фестиваль «ON. ТЕАТР» в этом году менее масштабен, чем прежде. Всё же сказалось отсутствие заинтересованности местных властей в поддержке этой замечательной структуры — фактически инкубатора для молодых петербургских театральных постановщиков. В Петербурге пять лет назад этой трудной работой по пестованию потенциальных режиссеров занялась театральный менеджер Милена Авимская: отыскала, объединила, вынянчила, обеспечила всем необходимым в чисто материальном смысле.
Сегодняшние имена на афише — это хорошо знакомые имена режиссеров, за которыми наблюдает уже не только Россия. Постановки бывших «лаборантов» Милены внутри страны — уже не редкость, а норма. Семен Серзин, скажем, выпустил уже второй спектакль в Ярославле в Центре им. Кости Треплева — «Север» по пьесе Вячеслава Дурненкова (26 ноября в 19.00 на Новой сцене Александринки) про то, что внутренний мир человека по-прежнему остается самой хрупкой субстанцией во вселенной, лишенной какой-либо логики. Еще дальше забрался хедлайнер российской молодой режиссуры Дмитрий Волкострелов. Он выпустил спектакль в Минске, что логично: постоянный соавтор Волкострелова драматург Павел Пряжко — минчанин и написал пьесу «Печальный хоккеист» (28 ноября в 19.00 на Новой сцене Александринки) специально по заказу нового белорусского фестиваля «ТеАрт». Замечательный тандем продолжает свои интригующие поиски на ниве новых театральных форм, исследуя театральными методами обыденное сознание: пьеса Пряжко на 80 процентов состоит из графоманских стихов некоего персонажа по имени Игорь Драценко, хоккеиста. Ученик Семена Спивака Денис Хуснияров и ученик Льва Додина Георгий Цнобиладзе взялись за проверенные тексты, причем оба — в выборгском театре «Святая крепость»: первый поставил «В тени виноградника» (спектакль будет показан в Выборге 27 ноября в 15.00) по мотивам повести нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера «Последняя любовь», второй — энергичную польскую комедию «Тестостерон» (диалоги мужчин разного возраста о женщинах) — ее покажут в ресторане на Караванной улице, 24 (29 ноября в 19.00).
Также в рамках фестиваля-лаборатории будут показаны эскизы начинающих режиссеров (выпускников мастерской Анатолия Праудина) по инсценировкам магистрантов драматурга и сценариста (и супруги Праудина) Натальи Скороход.
Метки: Подмостки
Важно: Правила перепоста материалов