Рафтинг на ощупь
Петербургские инвалиды по зрению осваивают премудрости водного туризма
Наколоть дров, послушать флейту у ночного костра, залезть на дерево, пройти Лосевский порог на рафте, а затем — перевернуться на нем и во всем обмундировании искупаться в бурных водах реки Вуоксы… Во время туристического слета, который в августе проходил на турбазе «Лена» в поселке Лосево Приозерского района Ленобласти, незрячих и слабовидящих петербуржцев ожидало немало приключений и сюрпризов.
Необычное реабилитационное мероприятие уже второй год подряд — при финансовой поддержке Законодательного собрания Санкт-Петербурга — проводит Совет по работе с молодежью Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (ВОС). Корреспондент «Вечернего Петербурга» получил приглашение принять в нем участие. Прохождение Лосевского порога на рафте
Походная реабилитация
Когда речь идет о реабилитации инвалидов, то сразу представляются унылые больничные коридоры, долгие беседы с психологами, несчастные, обездоленные люди… Но оказывается, что реабилитационные мероприятия могут быть веселыми, задорными, в хорошем смысле слова шебутными. Люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды по зрению, активно осваивают социально-бытовые навыки, стремятся стать максимально самостоятельными и умеют радоваться жизни на всю катушку.
В первый день туристического слета его участники разделились на три команды.
Каждой команде необходимо было выполнять самые разные задания. Парни и девушки демонстрировали свое умение быстро собирать и разбирать палатку, правильно складывать вещи в рюкзаке. Нужно было наколоть дрова, разжечь костер, сварить на этом костре макароны с тушенкой.
«В Санкт-Петербурге и Ленинградской области проживает более двенадцати тысяч инвалидов по зрению. В региональной организации Общества слепых зарегистрированы 1072 человека в возрасте от 18 до 40 лет. Именно на эту целевую группу направлены усилия нашего Совета», — рассказывает председатель Совета по делам молодежи Санкт-Петербургской региональной организации ВОС Елена Лебедева.
В туристическом слете в Лосеве приняли участие 40 парней и девушек.
Участники турслета приобрели и сухопутные, и водные навыки
Пройти вдвоем «Минное поле»
В игре «Минное поле» членам команд необходимо было, разбившись на пары, пройти полосу препятствий. Препятствия представляли собой натянутые веревки, а также пластмассовые тарелочки и кружечки, наполненные водой. Эту пластмассовую тару нужно было не задеть.
Особенность игры состоит в том, что в каждой двойке один человек — тотально незрячий, а второй — слабовидящий. Собственно говоря, полосу препятствий предстояло пройти, проползти, пробежать именно слепому туристу. Его называли боец.
А его слабовидящий спутник выступал в роли штурмана. Именно он рассказывал о препятствиях, которые ожидаются на пути, и о том, как их преодолеть.
Дабы боец не испачкался, он получал настоящий армейский маскировочный халат.
«В этом задании при взаимодействии бойца и штурмана в игровой форме моделируется система взаимоотношений между незрячими и слабовидящими членами ВОС. Сегодня в ВОС тотально незрячих — меньшинство. Очень важно, чтобы слабовидящие оказывали помощь тем, кто полностью лишен визуальных возможностей», — рассказал один из организаторов турслета Иван Онищенко.
В одной из активных игр необходимо было разбиться на группки по три человека и связать друг друга по рукам, стать единым целым. В таком виде каждой тройке предлагали зачерпнуть воду из кастрюли небольшой чашкой и аккуратно, не разливая ни капли, донести до другой кастрюли, стоящей в нескольких десятках метров.
Опытный древолаз Андрей Гостев
Андрей Гостев с сыном Павлом ставят палатку
Найти выход из конфликтной ситуации
В первый день также был организован психологическо-театральный конкурс. Все команды разбивались на пары, но в отличие от игры «Минное поле» зрительные возможности участников значения не имели. Каждой паре необходимо было разыграть сценку на предложенный сюжет.
Эти сценарии содержали в себе некую конфликтную ситуацию, которую предстояло разрешить. Например, одной двойке, состоящей из парня и девушки, жюри предложило разыграть сюжет о том, как супруги ссорятся из-за проведения отпуска. Мол, жена хотела поехать отдыхать на дорогой курорт, а экономный муж предлагал провести лето на даче, занимаясь огородом и заготовками…
«Такие конкурсы заставляют участников задуматься. В игровой форме молодые люди учатся искусству общения, искусству слушать и слышать друг друга», — подчеркивает Елена Лебедева.
Колоть дрова — женская работа
Признаваться в своих ошибках и недостатках всегда неловко. Что касается и автора этих строк. Когда я увидел, как быстро, уверенно, можно сказать, виртуозно Елена Матвеева колет дрова, мне сразу же захотелось подключиться… В конце концов, рубка дров всегда считалась мужским делом, тем более в походе. Но увы и ах… Колка дров, к сожалению, не является моей сильной стороной.
Шансов конкурировать с таким экспертом по колке дров, как Лена, у меня не было никаких. Девушка проявила себя настоящим профессионалом. Оставалось только стоять и любоваться ее работой.
«Я действительно с удовольствием занимаюсь заготовкой дров. Во время любого похода — это мое любимое занятие, — рассказала кареглазая брюнетка. — Колка дров — это прекрасный фитнес. Моя работа связана с компьютером, с подготовкой различных документов. Поэтому физическая активность на свежем воздухе — лучший отдых!»
Матвеева — человек известный в Санкт-Петербургской региональной организации ВОС. Она является секретарем Нарвской местной организации, объединяющей инвалидов по зрению Кировского района города. Лена и сама — инвалид второй группы по зрению. Но, несмотря на ограниченные возможности здоровья, с работой секретаря справляется успешно.
Макароны с костра — что может быть вкуснее?
Флейта у костра
Если говорить о неожиданных талантах и способностях, которые раскрыл туристический слет в Лосеве, то нельзя не упомянуть имя Алексея Воронова. Многие незрячие и слабовидящие петербуржцы знали, что он прекрасно играет на гитаре и обладает обширным вокальным репертуаром. Но оказалось, что Алеша владеет не только гитарой, но и флейтой. Большинство участников туристического слета сольные выступления на флейте услышали впервые в своей жизни.
«Флейта и гитара, — два моих любимых инструмента, — рассказал Алексей Воронов. — К песням под гитару в походах и во время туристических слетов уже все привыкли. А моя флейта стала для ребят сюрпризом, своеобразной изюминкой. Это очень нежный, щемяще-романтичный инструмент, позволяющий слушателям погрузиться в мир грез, мечтаний, лирических воспоминаний».
Абсолютное блаженство
У Андрея Гостева так же, как у Алексея Воронова, первая группа инвалидности по зрению (с минимальным остатком зрительных функций). На незнакомых и малознакомых маршрутах по городу Андрей всегда использует белую трость. Со своей помощницей-тросточкой Гостев передвигается медленно, осторожно, обдумывая каждый шаг.
Совсем по-другому Андрей ведет себя на знакомых маршрутах: и в городских условиях, и на лоне природы. Здесь белая трость ему уже не требуется. В любую погоду осенью, весной и летом Гостев преодолевает путь от работы до дома на роликовых коньках. При его зрительных возможностях это далеко не безопасно, но в кругах петербургских инвалидов по зрению у героя нашей публикации уже давно сложилась репутация экстремала.
Гостев руководит спортивно-туристическим клубом «Масштаб-плюс», действующим в Центре культурно-спортивной реабилитации Санкт-Петербургской региональной организации ВОС. Он также является инструктором по адаптивной физической культуре на крупнейшем специализированном предприятии ВОС в Северной столице — комплексе реабилитации инвалидов «Контакт».
Спортивная и туристическая работа Гостева включает в себя много направлений: развитие адаптивного скалолазания и горного туризма, лыжные походы, а также велосипедный спорт на специальных велосипедах-тандемах. Андрей Гостев и члены его команды уже покорили вершины Эльбруса и Казбека. Они уверенно чувствуют себя и на городских скалодромах, и на скалах Крыма и Карельского перешейка.
Андрей Юрьевич был одним из организаторов и вдохновителей туристического слета в Лосеве. Но участникам мероприятия он запомнился в первую очередь своим удивительным мастер-классом лазания по деревьям.
Незрячему петербуржцу требовалось всего несколько минут, чтобы оказаться на вершине тридцатиметровой сосны или столетнего дуба. «Андрей Юрьевич, а наверху не страшно? Упасть не боитесь? А зачем современному человеку лезть на дерево, тем более человеку незрячему?» — засыпали Гостева вопросами участники слета. Он терпеливо отвечал: «Древолазание — это древнее искусство, древний навык. По деревьям лазали первобытные люди. В современном мире древолазанием занимаются, чтобы достичь душевной гармонии, справиться с каждодневными стрессами. На макушке дерева я ощущаю абсолютное блаженство, полное расслабление, единство с природой».
Кстати, в Санкт-Петербурге несколько скалодромов предоставляют свои услуги для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для инвалидов по зрению, совершенно бесплатно.
Водные процедуры
Первый день турслета стал «сухопутным»: он был посвящен активным играм и конкурсам. Во второй день состоялось знакомство с гребными лодками и байдарками. И в гребных лодках, и в байдарках находились по два гребца. Один из них был слабовидящим, другой — незрячим.
Главный навык, который предстояло освоить начинающим водным туристам, — синхронность, слаженность в гребле. При гребле на байдарках или гребных лодках совсем не обязательно прилагать значительные физические усилия. Самое главное, чтобы оба гребца координировали свои действия, выступали как одна команда, наблюдали друг за другом. Более сильный гребец должен убавить свой пыл, учитывая возможности более слабого.
В третий день туристов ожидало еще одно плавсредство — рафты. Здесь необходимо было учитывать бурное, стремительное течение Вуоксы. В каждом рафте находилось до десяти незрячих и слабовидящих туристов, а также опытный инструктор.
«Мне очень понравился рафтинг! — делится впечатлениями слесарь-сборщик Санкт-Петербургского учебно-производственного предприятия №5, член Совета по работе с молодежью региональной организации ВОС Владимир Кожемяков. — Я впервые в своей жизни оказался в бушующей, своенравной реке. Наш рафт постоянно заливало водой. Пенящиеся водные струи напоминали шампанское, вырывающееся из только что раскрытой бутылки».
После прохождения порога для участников турслета был приготовлен еще один сюрприз: инструкторы — уже на спокойной воде — организовали переворот вверенных им плавательных средств. Все, кто находился в рафте, оказались в воде. Необходимо было не терять присутствия духа и как можно быстрее забраться в опустевший рафт, помочь это сделать менее ловким товарищам.
«Честно говоря, я немного испугался, когда рафт перевернулся, — рассказывает Владимир Кожемяков. — Но влезть обратно оказалось совсем не сложно. Мы были в спасательных жилетах, которые отлично держали нас в воде. Это было самое незабываемое купание в моей жизни!»