Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 8 мая 2024

Рай: сделай сам

До 23 сентября «Эрарта» приглашает на выставку работ молодого художника Павла Брата «Parаdeisos»

Название автор сотворил, использовав созвучие двух греческих слов «paradosis» и «paradeisos», «рай» и «традиция». Сами работы он создал, смешав в прихотливом порядке (или случайном беспорядке) фрагменты фотографий из глянцевых журналов. «Я не ищу что-то конкретное, я создаю новое из того, что есть в данный момент, — объясняет художник. — В принципе коллаж можно создавать, сталкивая совершенно любые реальности, получая на их стыке новые смыслы. Мне больше нравится работать со случайными моментами в глянце, с элементами второго и третьего плана...»

«Zeppelin». 2013.

Поэтому вы не увидите в коллажах Павла Брата гламурных дев — да и вообще больших фигур. В основном он вырезает фоновые изображения: пейзажи, небольшие одиночные предметы или россыпь мелких. Понятия верха и низа нет: в «небе» могут находиться и здания, и облака — и, к примеру, лежащие прямо на воздухе шарфик или стопка журналов. Иногда среди фрагментов встречаются изображения людей, но это не образы, а стаффажные фигурки. «Гарнир без основного блюда» — и изображения теряют агрессивность, свойственную глянцу, главная задача которого — эффектно подать тот или иной объект.

Павел Брат ничего не подает и ни на что не указует. При этом нельзя сказать, что скопище изобразительного мусора производит впечатление свалки — совсем наоборот: композиции по-своему красивы, тем более что им придана совершенная форма круга. «Вряд ли случайно, что все работы имеют форму круга. Это намек на некую законченность — или на нашу планету, своеобразный вид Земли из космоса?» — спрашиваю. «Форма круга появилась не просто так. По-моему, только эта форма подходит для работы с хаотичным содержанием. Она не задает никаких пропорций и максимально проста и цельна в своей сути», — отвечает Павел.

«Falling». 2013. Фрагмент.

Разумеется, у зрителя не может не возникнуть ощущения бессмысленно-сти, утраты чего-то главного. Но работы не производят гнетущего впечатления — очевидно, потому, что, разглядывая их, зритель сам находит смысл — какой пожелает. «Смысл и рождение его, по-моему, самая интересная часть любого произведения, — говорит Павел Брат. — Случайные изображения составляют второй и третий планы каждой работы. В этих планах царствует хаос. Первый же план насажден деталями, которые призваны упорядочить все содержание. Это схема рождения персональных смыслов, где самый пытливый ум сможет найти связь между любыми деталями и вынести из нее свою идею».

↑ Наверх