Раймонд Паулс: «Новая волна» не должна утопить настоящие таланты…
Вчера в Юрмале стартовал 10-й международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки
Несколько лет назад Раймонд Паулс объявил о том, что покидает «Новую волну», но, к счастью, передумал и остался сопредседателем этого проекта. В рамках нынешнего конкурса пройдет творческий вечер маэстро, посвященный его 75-летнему юбилею.
Маэстро работает над несколькими проектами. Фото: Михаила Садчикова-мл.
— Раймонд Вольдемарович, с какими словами напутствия вы обратились к участникам и гостям юбилейной «Новой волны»?
— У хорошей музыки нет границ. Гражданство, территориальная принадлежность — не главное, если есть талант и желание громко заявить о себе. «Новая волна» всегда помогала талантам, считая, что бездарности пробьются сами. Конкурс открыл немало звездных имен, стал праздником для миллионов телезрителей. Поначалу в Латвии многие ругали почем зря этот фестиваль, но я считал и считаю, что «Новая волна» помогла сохранить такую жемчужину, как Юрмала, не просто как курортное местечко, а как центр культуры и досуга. За десять лет сделано немало, конкурс доказал свою жизнеспособность, в то время как многие наши конкуренты уже прекратили свое существование. Конечно, мы совершили немало ошибок, но все-таки мы не превратили «Новую волну» в гламурную тусовку, хотя гламура, светского пафоса, блеска бриллиантов и крутых автомобилей у нас даже с избытком.
— У вас ведь довольно сложное отношение к «Новой волне»… В одном из интервью вы даже воскликнули: «Мне надоело объяснять людям, не имеющим отношения к жюри «Новой волны», почему не прошла его дочь или любовница!»
— Как говорится, накопилось, хотя давно уже не рулю «Новой волной», там все подчинено интересам телевидения. Но не подумайте, что я бросаю проект, в который вложено столько сил и здоровья, что подвожу Игоря Крутого и других. Пресса, как часто бывает, постаралась родить сенсацию. А я понял, что просто устал. Много лет назад конкурс затевался с целью найти и поддержать молодые таланты. Согласитесь, мы нашли и помогли зажечь немало звезд. И ошибется тот, кто решит, что это легкая работа. Предварительные прослушивания, отборочные туры — изнурительный процесс. Когда б вы знали, сколько музыкального хлама приходится выслушивать, чтобы рассмотреть что-то по-настоящему стоящее! Но вы же знаете, что сегодня представляет собой поп-сцена: туда рвутся мальчики и девочки, за которыми стоят крутые спонсоры, богатые родственники и любовники, и это реальность. И чаша моего терпения в какой-то момент переполнилась. Но потом эмоции прошли, и я решил, что не имею права оставлять конкурс, который у многих ассоциируется с моим именем, с моей родной Латвией, с моей любимой Юрмалой…
Хотя, конечно, «Новой волне» нужны перемены. Нынче все крутится вокруг ТВ-рейтингов, а на молодых талантах рейтинг поднять трудно, поэтому их судьба особо никого не волнует. Но звезды поют на фестивале под фонограмму, а молодые — живьем. Парадокс: звезда должна задавать эталон, служить примером. А получается, звезда служит примером пения под фонограмму!
— На фестивале в Юрмале стали появляться звезды классики… Как вы полагаете, современным детям нужна классическая музыка?
— Думаю, да. Если их с детства научить слушать, то потом они всю жизнь будут получать от этого удовольствие. И будут ходить на фортепианный концерт Рахманинова не только чтобы показать новый наряд... У американцев даже в школьную программу входит обучение игре на каком-нибудь инструменте. Моя внучка, к примеру, выбрала флейту. Приятно отметить, что в последнее время на концертах я вижу значительно больше молодых людей.
— Одним из главных событий нынешней «Новой волны» станет ваш творческий вечер по случаю 75-летнего юбилея… Расскажите о нем.
— Рад бы, да сам знаю не так много, потому что устроители вечера избавили меня от всегда мучительных для юбиляра хлопот по приглашению звезд, созданию новых аранжировок и так далее. Так что вечер будет и для меня самого сюрпризом, в нем я всего лишь пианист (улыбается). Скажу только, что акцент сделан на новом поколении артистов. Они исполнят старые шлягеры в новых версиях. Я очень рад, что с моей новой песней «Римские каникулы» возвратится на сцену после столь тяжелой болезни Борис Моисеев. Я сам с удовольствием сыграю на рояле.
После болезни Борис Моисеев выйдет на сцену вместе с Лаймой Вайкуле и другими звездами, чтобы поздравить Паулса с юбилеем. Фото: ИТАР-ТАСС
— Несмотря на возраст, вы ведь не снижаете творческого темпа… Над чем сейчас работаете?
— В сентябре в Санкт-Петербурге на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» режиссер из Риги Галина Полищук, с которой мы много работали в Латвии, поставит спектакль «Сентиментальное путешествие», в основу которого лег мой песенный цикл на стихи Евгения Евтушенко. Это спектакль о нашей молодости, о 60-х годах, о шестидесятниках, в главных ролях — молодые актеры. Один из них играет Женю Евтушенко, другой — молодого Паулса…
У меня в работе сейчас еще несколько проектов: на театральной сцене, в жанре мюзиклов, в инструментальной музыке. Как ни странно, но в последнее время у меня открылось второе (или точнее, двадцать второе!) дыхание. Мелодии и идеи текут рекой. Записал диск с оригинальными версиями латвийских народных мелодий и в то же время выступаю как пианист с камерными и джазовыми программами. Не так давно я переложил фуги и прелюдии Баха для джазового фортепиано и оркестра. Есть еще один интересный проект — мой давний друг и товарищ Марис Янсонс уговаривает меня сыграть с симфоническим оркестром «Рапсодии» Джорджа Гершвина. Я не оставляю мысли собрать на одной сцене нашу старую добрую компанию — Аллу Пугачеву, Валеру Леонтьева и вашего покорного слугу, хотя они пока к этой идее относятся прохладно…
Беседовал Болеслав СоколовВажно: Правила перепоста материалов