Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Раскрывая тайны Мальтийского ордена

В Приоратском дворце открылась межмузейная выставка, посвященная Мальтийскому ордену Св. Иоанна Иерусалимского и российскому периоду его истории

Выставка приурочена к двум событиям: в 2013 году исполнилось 900 лет с момента основания ордена и 215 лет минуло с того дня, когда российский император Павел I принял титул великого магистра. 

Корреспондент «Вечёрки», желая разобраться в тайнах Мальтийского ордена, посетил выставку и задал несколько вопросов ее куратору Ольге Петровой.

— С какими сложностями вы столкнулись при подготовке этой выставки?
— В ГМЗ «Гатчина», конечно, недостаточно материалов для того, чтобы создать такую выставку самостоятельно. Поэтому необходимо было договориться с другими музеями о получении ценных экспонатов. Такая работа подразумевает всегда определенные сложности, связанные с подборкой экспонатов и их транспортировкой. Кроме того, мы замахнулись на весьма претенциозный проект: отметить 900 лет со дня официального признания ордена в России. Сделать это было нелегко, но мы постарались объединить все представленные экспонаты фризами, рассказывающими историю ордена с XI до середины XVI века. Нам хотелось раскрыть определенные темы, например, тему госпиталя, всегда лежавшую в основе идеологии ордена. И мы пошли по пути изображений, заказав большой макет госпитальной палаты, выполнил его Владимир Бромов. 

Нам очень хотелось рассказать и о военно-морской деятельности ордена. После довольно сложных переговоров Центральный военно-морской музей все-таки согласился предоставить для выставки макет Мальтийской галеры.

— Чем значима данная экспозиция, чем она актуальна?
— Мы ставили перед собой просветительские цели. Дело в том, что Мальтийский орден для большинства современных людей — вещь весьма загадочная: его часто соотносят и с масонами, и с прочими организациями. Мы постарались объяснить, что же орден представляет собой на самом деле. Кроме того, многим до сих пор непонятно, почему российский император Павел I стал великим магистром, а наша выставка так или иначе дает ответ на этот вопрос.

— Не могли бы вы в двух словах рассказать об этом?
— Стоит подчеркнуть, что отношения с Мальтой и Мальтийским орденом развивались со времен Петра I, так что налицо — преемственность. Если говорить о причинах, побудивших императора стать великим магистром, то они весьма серьезны. В результате раздела Польши Острожскоеприорство вошло в состав России. Поскольку в период французской революции Мальтийский орден остался без источников дохода, Острожскоеприорство могло стать для них таковым. Орден вступил с Павлом в диалог, и последний пошел им навстречу: было учреждено Российское приорство, в который и вошел Острожский майорат, в результате чего орден получил свои доходы. Все это делалось не просто так: Павел I хотел использовать орден в борьбе против идей, распространяемых французской революцией и революционных идей в целом. Дело в том, что сама структура ордена с его рыцарской иерархией, аристократическими идеями преданности импонировала Павлу, и он хотел противопоставить эту идеологию идеям французской революции. 

— Есть ли у вас какие-либо контакты на Мальте?
— Да, мы ездили туда и общались с представителями ордена на Мальте, посещали их Морской музей. Но, увы, из-за вопросов финансирования мы не могли получить оттуда никаких экспонатов, поэтому использовали то, что могли. Например, во Дворце великих магистров мы увидели фризы, повествующие об истории ордена, и применили похожий прием в оформлении нашего выставочного зала.

— На данной экспозиции присутствуют невероятно редкие вещи. Не могли бы рассказать о них?
— Очень интересный экспонат — книга аббата Верто. Попала она на нашу выставку из Российской национальной библиотеки. До аббата Верто история Мальтийского ордена писалась с точки зрения различных чудес и божьей помощи рыцарям. Аббат же, в отличие от своих предшественников, переписывался с многочисленными корреспондентами и был уверен, что создал настоящий исторический труд. Хотя работа аббата тоже подвергалась критике современников, и Д'Аламбер обвинял автора в том, что когда тот не получал достаточного количества фактов, он их додумывал. Кстати сказать, эта книга иллюстрирована гравюрами Лорана Карса, ставшего впоследствии своеобразным законодателем моды на романтическое изображение рыцарей. Интересно, что  Павел I впервые узнал о Мальтийском ордене именно из этой книги, когда ему было около 10 лет. Он так проникся книгой, что представлялся другу детства, князю Куракину, не иначе как мальтийским кавалером. Стоит отметить, что макет галеры, присутствующий на выставке, — мемориальный: он был привезен в подарок Павлу Джулио Литтой. 

— Каким образом складывалась судьба Мальтийского ордена в России после смерти Павла?
— Взойдя на престол, Александр I не стал великим магистром, а получил лишь звание протектора. В последующие годы он постепенно сводил деятельность ордена к нулю. Но так или иначе Мальтийский орден оставил след и в истории России, и в нашей архитектуре. Например, у нас представлены фотографии интерьеров некоторых залов Михайловского замка, которые были оформлены в соответствии с мальтийской стилистикой, туда же относится и церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове, и Мальтийская капелла Воронцовского дворца.

↑ Наверх