Распря между шелком и сукном
О том, как одевались наши прапрапрабабушки, как они умудрялись не отставать от моды в эпоху, когда не было ни телевизоров, ни Интернета, можно узнать на выставке «Модная картинка» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости
На ней впервые демонстрируется музейная коллекция «модных картинок» 1820 — 1910-х годов.
Мода родилась в незапамятные времена. Когда-то в столицы привозили кукол в мужском и женском обличьях, одетых по моде и служивших образцом для подражания. Они назывались Пандорами. Хорошую куклу так не назовут. Пандоры модные были подобны ящику их тезки, в котором таились всяческие неприятности. Погоня за модой сводила с ума женщин, делая их тщеславными, и разоряла их мужей. Вспомним несчастную красавицу Эмму Бовари, которая все подписывала и подписывала векселя, чтобы покупать новые ткани и украшения, пока не поняла, что разорена, и отравилась.
Во времена Эммы Бовари уже существовали журналы мод, новые веяния или, как теперь говорят, тренды доходили из столиц моды до провинции с опозданием не более года.
Потому провинциалки, встречая столичных гостей, волновались. Вспомним Пушкина, который, кстати, уделял в своих произведениях немало внимания моде, не считая ее пустой погремушкой.
Вот читаем в «Графе Нулине» в сцене беседы помещицы Натальи Павловны с заезжим гостем, решившим передохнуть на пути в столицу, куда мчится с «запасом фраков и жилетов, Шляп, вееров, плащей, корсетов, Булавок, запонок, лорнетов, Цветных платков, Чулков a jour…» Помещица, впечатленная его блестящим видом, интересуется новостями моды. Он отвечает ей: «Позвольте видеть ваш убор; Так, рюши, банты, здесь узор; Все это к моде очень близко». «Мы получаем «Телеграф»! — с гордостью отвечает ему провинциальная модница. Вот мы и добрались до российских журналов мод.
Они стали выходить в России в последней трети XVIII века, когда начался бурный взлет русской журналистики.
Первое периодическое издание, в котором уделялось место вопросам одежды, называлось «Полезное с приятным» и вышло в свет в 1769 году. Приобщился к этому делу и просветитель Новиков. Его «Модное ежемесячное издание» (1779) не только о моде — это по сути литературный журнал. Далее последовали журналы «Искусство сохранять красоту», «Московский Меркурий». В некрасовском журнале «Современник» раздел моды вел не кто иной как Иван Панаев. Вместе с ним писала и Авдотья Панаева, замечательная женщина, известная еще как гражданская жена Некрасова и оставившая преинтереснейшие мемуары. «Женщина, — поучал Панаев, — должна обдумывать свой наряд, как поэт вдумывается в свое создание… Ничто не может быть опаснее для женского туалета, как буквальное следование моде». И еще: «… мода не ограничивается стремлением к хорошо сшитому фраку, но настаивает непременным условием иметь хороший фрак и уметь найтись в обществе, быть человеком образованным». С 1860-х годов начинают выходить журналы только для дам. В них печатают дамскую прозу, а также познавательные материалы вроде истории зеркал, румян, перчаток. Иногда в качестве к приложения к журналу печатались популярная медицинская библиотечка.
Модные картинки — цветные гравюры — выпускались на отдельных листах, как приложение к журналам мод. Это сюжетные рисунки, где изображались прогулки, приготовления к балу и сами балы, встречи дам и кавалеров или двух подруг, весело щебечущих друг с другом, при этом не забывая внимательно оглядывать прическу, наряд и украшение визави. Рисовать картинки мод не брезговали хорошие художники, они тщательно запечатлевали все нюансы модных нарядов — воротники, ширину рукавов, силуэт юбок, форму декольте, отделки. Картинки считались хорошим подарком, ими украшали стены гостиных и будуаров. Многие художники коллекционировали такие гравюры, черпая в них источник вдохновения. Подобные собрания были у Константина Сомова, Александра Бенуа.
Точные описания женских туалетов можно найти в классических романах — и западноевропейских (тут пальма первенства принадлежит Флоберу, Бальзаку, Ги де Мопассану), и русских. Да что там романы! Не только русские, но и европейские писатели не считали ниже своего достоинства писать о моде в своих журналах. Например, Стефан Малларме оставил нам в журналах мод описания женских нарядов, напоминающие стихотворения в прозе.
Что скрывается за модными картинками на этой выставке? Какие драмы, а порой и трагедии таятся за этими роскошными фасадами, драгоценными шелками, бархатами, рукотворными кружевами, над которыми слепли мастерицы?
Об этом мы никогда не узнаем. Зато модные картинки могут многое рассказать не только о нравах, царящих в обществе, но даже о политике и экономике. Вспомним, как однажды Бальзак назвал революцию «распрей между шелком и сукном».
Спрячем слезы от посторонних
На страницах популярного в начале прошлого века журнала «Дамский мир» можно было найти не только модные картинки и статьи о моде, но и маску полезных советов.
Ну вот хоть один из них, который можно применить и в наше время, ведь женщины, как известно, много плачут во все времена.
О том, какое влияние оказывают слезы на глаза, говорить не приходится. Моментальный эффект — припухлость век, а затем склонность к морщинам. Против припухлости век от слез возьмите лепестки васильков — летом свежие, зимой сушеные. Заварите, как чай (на стакан кипятку — чайную ложку с верхом лепестков), поставьте чайник на плиту, пусть хорошенько заварится. Возьмите кусок ваты и обмывайте распухшие глаза минут десять, затем из этого же чая сделайте компрессы на глаза минут на пятнадцать.
Прислушаемся к Бальзаку, понимавшему толк в женской красоте, психологии и нарядах. Его слова актуальны по сей день: «Пустой человек украшается. Только умный человек умеет одеваться». «Уменье одеваться составляет не только искусство, но и науку. Что здесь важно изучение — живое доказательство те сорокапятилетние женщины, которые умеют казаться еще хорошенькими». «Туалет не должен никогда выказывать роскоши. Только одна роскошь может быть допущена — роскошь простоты». «Опережать моду — значит делать из себя карикатуру». «Прореха на платье — несчастье, а пятно — преступленье».