Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Рассказать за четыре минуты

Чемпионка мира по танцу живота Валерия ПУТИЦКАЯ приоткрыла тайны восточного искусства

Валерия Путицкая — философ и телеведущая, а в Мюзик-холле она режиссирует спектакль «Город джунглей». Однако главная ее профессия — преподаватель танца живота. Соревновательное направление этого вида танцевального мастерства набирает популярность в нашем городе. С чемпионкой мира по Belly Dance побеседовал корреспондент «ВП».

Единственное строгое требование к костюму — открытый живот.

— Танец живота для Питера экзотика. Как вы попали в этот спорт?
— Это пока еще не спорт. Я в детстве занималась в ансамбле эстрадного танца, где мы репетировали восточные танцы: цыганский, хорезмский, таджикский, арабский. Однажды наш худрук отправилась в Тунис, откуда привезла записи танцев живота. Мы с девочками посмотрели видео и стали экспериментировать. Затем, когда мне исполнилось лет 12, попала вместе с родителями в Египет — на месяц. Я овладела там красивыми движениями, накупила дисков с местной музыкой, по возвращении домой продолжила импровизировать.

— Но вы ведь стали чемпионкой мира. Получается, по танцу живота международные соревнования проводятся?
— Конечно. Но у нас как в боксе — масса разных версий. Даже в России их несколько. Одна из них — Общественная российская танцевальная организация, которая объединяет около 50 дисциплин и состоит в International Dance organization, куда входят 86 стран. Вот IDO и проводит ежегодные чемпионаты Европы и мира. Все серьезно: для начала претендентке нужно войти в десятку лучших танцовщиц в стране, чтобы участвовать в международных состязаниях. Чемпионат планеты, где я победила, состоялся в Москве в 2005 году. Но в США есть версия, которая организует конкурс «Мисс Вселенная» по Belly Dance, — альтернативный «мундиаль». И существует Лига танцев, проводящая турнир с аналогичным названием на Кипре.

— Однако тряски в танцах живота примерно одинаковыми получаются. Во всяком случае так выглядит со стороны. На что обращают внимание судьи?
— Когда я выступала, финальная композиция каждой участницы длилась не более семи минут. Теперь — лишь четыре минуты. Но и за это время танцовщицы умудряются продемонстрировать возможности своего тела, рассказать в движениях какую-то историю. Конечно, тряски — основное. Но оценивают три отдельных пункта: технику, образ и композицию. И танец развивается. То, что можно видеть на телеэкране или в ресторанах, — для нас низкий уровень. Девушки, которые стартуют на чемпионатах мира, могут двигаться под произвольную музыку, обязаны уметь садиться на шпагат, исполнять прогибы и вставать на мостики. Ведь нынче каждая вторая танцовщица живота ездит учиться за границу, в арабские страны.

Это в Pole Dance соревновательный костюм участницы стоит ну максимум 5 — 10 тысяч рублей. А в танцах живота, как в бальных танцах, платья очень дорогие — от 80 тысяч, а обычно даже больше. Наша одежда — вечерний наряд. В сценическом платье «спортсменка» легко выйдет в свет. Мы еще используем разрешенные правилами аксессуары, которые дополняют образ, — серьги, броши, нарукавники, даже короны.

— Много ли денег танцовщица может заработать своим мастерством?
— Нет. Мне за победу на чемпионате мира ничего не заплатили. Обещали двести долларов перевести на счет, но обманули — денег я жду до сих пор. Организаторы международных конкурсов, случается, дают призы. Но скудные. Например, призовой фонд на «Мисс Вселенная» по танцам живота в Америке составляет максимум тысячу долларов. Участие в соревнованиях позволит только заявить о себе как о профессиональной исполнительнице. Завоюешь титул — будешь выступать на мастер-классах, вечеринках и тусовках. Но сперва надо крупно вложиться. 

— Ну а в какой одежде танцевать удобнее, а выглядеть — эффектнее?
— Классический соревновательный наряд — лиф и юбка. Единственное требование — открытый живот. По традиции замужняя женщина, выходя на сцену, должна надеть на него сеточку. Еще сетка подходит танцовщице, которая недавно родила, ну или полненькой. Но есть и запрещенное: к примеру, из-под платья не должно просвечивать нижнее белье, а если уж оно торчит — это просто позор!

— На чемпионате мира костюм одной участницы назывался «Море внутри», другой — «Темной индийской ночью». Это предписывают правила?
— Как всегда, у нас женщины — в творческом процессе. Наши костюмы — ручная работа. И если за наряд для выступлений танцовщица выложила около 100 тысяч рублей, а в ее гардеробе таких платьев не меньше десяти, естественно, что к каждому из них она относится необычайно бережно. «Ласкает» их — ну и дает название.

— Вспомните свои самые любимые соревновательные платья...
— Наряды у меня рождаются вслед за идеей танца. Доходит до смешного. Помню, однажды привезла портнихе переделать свой давний костюм. Я в нем вообще не танцевала, но там было много страз Сваровски, и расстаться с ним мне было жаль. Я привезла его в пакете «Кензо». Ну и назвала костюм потом именно так — «Кензо». К танцу «Пантера» у меня экипировка леопардовой расцветки. Потому что я сперва предполагала: танцевать буду в черном костюме — как кошка, пантера. Но купила материю в крапинку, сшила из нее платьев на 20 учениц — и уже четыре года мы в такой одежде исполняем «Пантеру».

Чемпионка мира-2005, двукратная чемпионка Европы, серебряный призер чемпионатов мира (2006 г.) и Европы (2009 г). Многократная победительница чемпионата России в составе ансамбля «Фирюза», а также различных российских и европейских конкурсов. Участвовала в танцевальных проектах в Италии, Германии, Южной Корее и на Украине. Директор танцевального спектакля «Город джунглей» и шоу-балета «INSIDE». С 2008 года — ведущая телепередач о танце живота. Имеет высшее образование (окончила факультет политологии и философии в СПбГУ).

— Много ли времени занимает у девушки подготовка к турнирному выходу?
— Конечно. У меня — часа два точно: маникюр, педикюр, макияж, укладка волос, да и прочие «женские штучки». Хорошо хоть самой шить ночами костюмы не нужно: делаю заказы знакомым портнихам. Или в Египте покупаю. Раньше да — вручную платья создавала, словно кутюрье. А мои одноклассники мне помогали. Я им раздавала бисер, а они набирали его на ниточки.

— А сложно оборудовать уголок для регулярных тренировок в собственной квартире? Не у каждой девушки дома поместится 10-метровое зеркало и шведская стенка, как у балерины Анастасии Волочковой…
— Где творит художник? Зачастую в собственной квартире. И у меня дома оборудована комната для тренировок — зеркала в ней стоят с трех сторон, да с различной подсветкой! Я провожу там занятия с ученицами. Ведь зал я только арендую — и когда ночью меня озаряет, шлифую элемент у себя в комнате, сразу.

— У девушек, которые танцуют у шеста, есть поговорка: «Хочешь мужа как Делон — полезай-ка на пилон». Вашим ученицам молодые люди, думается, вовсе не дают прохода...
— Красивым девушкам труднее отыскать достойного спутника жизни. У классной танцовщицы, обладающей эффектным телом и большими амбициями, обычно все в порядке с работой, отнимающей, увы, излишне много времени. Наши женщины все время гастролируют — как в шоу-бизнесе. Но у меня все хорошо — мы с моим замечательным молодым человеком собираемся скоро пожениться.

↑ Наверх