Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Ратманский привез из Нью-Йорка балет о строителях коммунизма

4 и 5 июля на новой сцене Мариинского театра прошла российская премьера одноактного балета Алексея Ратманского «Concerto DSCH» на музыку Второго фортепианного концерта Дмитрия Шостаковича (в название вынесены инициалы композитора в немецкой транскрипции, записанные обозначениями названий нот — D. Sch.)

44-летний Ратманский, покинув в 2008 году пост главного балетмейстера и художественного руководителя Большого театра, перебрался в Нью-Йорк, где окончательно утвердился не просто в роли ведущего хореографа Американского театра балета, а стал ведущим хореографом мира. У него масса предложений от театров всего мира, но к Петербургу Алексей Осипович питает нежные чувства: здесь он родился летом 1968 года, здесь, по сути, он родился в 1998 году как хореограф-постановщик. Тогда Валерий Гергиев рискнул пригласить Ратманского, в ту пору премьера Датского королевского балета и совсем необстреляного хореографа, поставить «Вечер новых балетов»: «Поэма экстаза», «Средний дуэт», «Поцелуй феи». Петербургский «Средний дуэт» Алексей после своего назначения в Большой театр перенес на эту сцену, а потом и в Нью-Йорк Сити Балет.

 

Теперь история повторилась с точностью до наоборот: Ратманский привез на новую сцену Мариинки поставленный им в 2008 году для Ньй-Йорк Сити Балета «Concerto DSCH». Написанный в 1957 году как подарок сыну на 19-летие концерт, как и многие произведения того периода, пронизан оптимизмом, позитивной энергетикой, этакой радостной игривостью. Балет Ратманского прекрасно передает это настроение, и хотя молодые герои балета не трудятся в шахтах и на стройках, а влюбляются, мечтают, конфликтуют друг с другом, но все их мысли о чем-то большом и светлом, и они действительно верят в то, что именно их поколению удастся построить светлое коммунистическое общество. Балет лишен сюжета как такового, лишен и декораций, даже световое решение и костюмы героев скупы — такой минимализм тоже отражает то время, когда молодых людей интересовали не деньги и недвижимость, не наряды и машины, а чистые, высокие идеалы, когда само время диктовало стремительные, четкие ритмы.

Балет сложнейший по техническому решению не только для солистов (в дебютном спектакле 4 июля танцевали Екатерина Кондаурова, Андрей Ермаков, Надежда Батоева, Александр Сергеев, Василий Ткаченко, а 5 июля их сменили Светлана Иванова, Константин Зверев, Валерия Мартынюк, Ким Кимин, Филипп Степин — это два равноценных состава), но и для молодежного состава кордебалета Мариинского театра. Прекрасно, что новое поколение Мариинки оказалось способным решать самые трудные задачи в работе со столь требовательным хореографом. Хотя даже после генерального прогона Алексей Осипович вместе со своей супругой и ассистентом Татьяной Ратманской сразу же выходили на сцену и устраивали тщательнейший разбор увиденного. «После его разбора полетов хочется просто лететь на сцену!» — улыбались танцовщики.

↑ Наверх