Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Разбилось зеркало, звеня…

В его осколках можно увидеть отражение былого великолепия императорской России

Корреспонденты «ВП» воспользовались приглашением ГМЗ «Царское Село» на открытие грандиозной выставки «За кулисами парадной жизни. Поставщики императорского двора» и отправились в этот прекрасный пригород, воспетый столькими поэтами — от Пушкина до Гумилева.

Выставка развернута в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Чтобы попасть туда, нужно пройти через Камеронову галерею, висячий садик, у балюстрады которого стоят кадки с померанцевыми деревцами, уже начавшими плодоносить. Внутри флигеля — ничего необычного: анфилада маленьких комнаток, но Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе, объясняет, что место это знаковое, здесь в былые времена располагались жилые покои Екатерины Великой. 

Выставка грандиозная: 862 экспоната, предоставленные пятью музеями и частными коллекционерами! 

Закулисная, повседневная жизнь императорского двора России второй половины XIX — начала XX века, с роскошью которого не могли и помыслить соперничать европейские монархи.

Здесь все — от бриллиантов от Картье (правда, только на фотографиях) и Фаберже, парадных платьев с длинными шлейфами до коробок из-под шоколада и какао, бутылок шампанского «Абрау-Дюрсо» и «Вдова Клико», аптечных пузырьков и флаконов, на дне которых еще сохраняется аромат духов — аромат давно исчезнувшей блестящей жизни, прерванной так внезапно и грубо.

«Наш музей все же в прошлом был императорской резиденцией, — рассказывает Ираида Ботт о том, как родилась идея выставки. — Естественно, мы думали, как отметить 400-летие восшествия на престол Михаила Романова. Нам хотелось узнать побольше имен поставщиков императорского двора, ведь это была элита — промышленная элита России второй половины XIX — начала XX века. Мы стремились показать повседневный быт императорского двора России во всех его аспектах. Это был огромный предметный мир. Он частично погиб во время социальных катастроф, сотрясавших страну в прошлом столетии. Да и то, что чудом уцелело после революции, долгое время не особо стремились сохранять… Остались только осколки этого мира».

«Разбилось зеркало, звеня…» — вспоминается мне строчка из поэмы Теннисона «Волшебница Шалот». 

«И только аромат увядших роз — летучий пленник, запертый в стекле…»

Остановимся на нескольких «осколках», уцелевших под обломками рухнувшей великой империи.

Духи. Уж казалось бы, что может быть эфемернее ароматов, этих, как писал Шекспир в одном из сонетов, «летучих пленников, запертых в стекле»? 

Вот что говорит Ираида Ботт: «Мы искали наследников императорских фирм. Некоторые исчезли, другие исчезали прямо у нас на глазах, но есть и такие, которые уцелели, развиваются и, что особенно приятно, помнят свою историю и сохраняют свои традиции». 

Так, славную историю поставщика императорского двора парфюмерной фирмы «А. Ралле и Ко» продолжает косметическое объединение «Свобода». 

Об этом рассказывает Владимир Мироненко: «Купец Альфонс Ралле имел французские корни, но был рожден в России. Именно ему принадлежит честь создания российской парфюмерии как таковой: до него выпускались только спиртовые эссенции. В 1843 году он основал небольшое предприятие и всего за 12 лет сумел стать поставщиком императорского двора. В то время, когда во Франции в год создавалось 80 ароматов, фирма «Ралле» выпускала более 600. До 1917 года предприятие активно работало, за это время фирмой было получено четыре императорских герба, что считалось высшим знаком отличия. Потом на основе фирмы возникла косметическая фабрика «Свобода». Здесь работал знаменитый Эрнест Бо — человек, который вошел в историю как создатель легендарных духов «Шанель №5».

«Богиня мраморная — нарядить от Ламановой!»

Как рассказали организаторы выставки, среди поставщиков Высочайшего двора известны такие имена: Надежда Ламанова, Ольга Бульбенкова («г-жа Ольга»), Август Бризак (любимый модельер императрицы Александры Федоровны), Чарльз Фредерик Ворт (постоянной заказчицей знаменитого портного была императрица Мария Федоровна), Джон Редферн… При этом Бризак и Ворт занимались главным образом дамскими туалетами, вечерними, бальными нарядами; «г-жа Ольга» изготавливала парадные фрейлинские платья; Редферн шил удобную город

Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга ТАРАТЫНОВА:

— Чтобы заслужить элитный статус поставщика императорского двора, нужно было «держать марку» в течение многих лет, работать безупречно и, кроме того, продавать свою продукцию по разумным ценам. Наш музей выдвинул идею выставки к 400-летию Дома Романовых. Она была горячо поддержана нашими партнерами: это Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», Музей истории Санкт-Петербурга, Музей истории религии, а также частные коллекционеры и предприятия — наследники фирм, бывших когда-то поставщиками императорского двора. Полгода мы все очень плотно занимались подготовкой выставки.

Подробности в нашем фоторепортаже по ссылке.

↑ Наверх