Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Разница между Италией и Испанией

Нынешний год в России — и Год Италии, и Год Испании

Нынешний год в России — и Год Италии, и Год Испании. Поэтому в Эрмитаже одновременно, «залпом», как выразился директор Михаил Пиотровский, открылись две выставки: до 2 октября в Николаевском зале — «Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII века», до 25 сентября в Двенадцатиколонном зале — «Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии». Первая — из собрания Эрмитажа, Русского музея, Государственных музеев-заповедников «Гатчина» и «Павловск», вторая организована совместно с комитетом культуры Собрания Андалусии и комитетом Альгамбры и Хенералифе.

В 1760-е в искусство Рима ворвался неоклассический стиль. «Вечный город» стал местом паломничества художников со всего света, в том числе из России. «Это было время, — сказал Михаил Пиотровский, — когда Россия боролась за вхождение в европейскую культуру». Прямой иллюстрацией данного тезиса можно считать картину известного русского художника XVIII века Антона Лосенко «Зевс и Фетида»: Фетида на ней так же пытается угодить Зевсу, как Россия — Европе.

На выставке «Диалоги» представлена живопись южной области Испании — Андалусии — периода расцвета, то есть XVII, «золотого» века. Куратор выставки доктор искусствоведения Людмила Кагане назвала эти картины «квинтэссенцией испанской живописи».

Вроде Италия и Испания друг от друга близко, но как чувствуется разница, особенно в трактовке одних и тех же сюжетов: холодноватые «античные» Мадонны итальянцев совершенно не похожи на трогательную — на картине Хуана Санчеса Котана «Богоматерь будит Младенца» или на трагический образ скорбящей Богоматери, созданный Бартоломе Эстебаном Мурильо. Впрочем, сюжетно перекликаются и картины на самой выставке, что и объясняет ее название — «Диалоги»: это и различная трактовка одних и тех же сюжетов разными мастерами, и диалог человека с Богом, и диалог «внутри» самой картины. К примеру, на картине Алонсо Кано «Святой Бернардин Сиенский и святой Хуан де Капистрано» два праведных мужа увлеченно беседуют: разговор их явно посвящен по меньшей мере поискам смысла жизни.

Библейские сюжеты в испанской живописи тех лет на редкость человечны, камерны: Иоанн Креститель Франсиско де Сурбарана — не пламенный пророк, а тихий юноша, гладящий овечку, прямой предтеча Иисуса — пастыря доброго.

Стоит обратить внимание не только на религиозные сюжеты, но и на зарождающуюся к тому моменту светскую живопись. Особенно широко представлены натюрморты: композиции с овощами или битой птицей необыкновенно выразительны. Любопытно, что долгое время натюрморт в Испании был непременной, чуть ли не самой важной частью жанровых картин.

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх