«Разрушитель» задачу выполнил
На полигоне у Елизаветинки военные опробовали ноу-хау по подрыву боеприпасов
Специалисты Западного военного округа (ЗВО) приступили к утилизации непригодных боеприпасов с помощью прибора для бездетонационного уничтожения снарядов Р-40 «Разрушитель». Мы описывали эту технологию в статье за 5 июня.
На полигоне во время подрывных работ можно находиться только в бункере.
На днях новый метод был опробован на инженерном полигоне у поселка Елизаветинка. Одновременно саперы применили и старый способ — накладной тротиловый заряд с электродетонатором. Корреспондент «ВП» почувствовал разницу.
Шесть из девяти — уничтожить
Работают с «Разрушителем» на полигонах ЗВО инженеры Уральского пиротехнического завода (УПЗ). Но сразу оговоримся: метод и собственно прибор разработаны петербургскими конструкторами из ФГУП «СКТБ «Технолог». Специалисты УПЗ изготавливают и применяют устройство по лицензионному соглашению.
…Поселок Елизаветинка расположен в красивейших местах за Медным озером. Но с тех пор как военные приняли решение уничтожать здесь отслужившие свой срок боеприпасы, размеренной жизни сельчан и дачников пришел конец. Это и понятно — военные уничтожали около 100 тонн снарядов в день, и взрывная волна распространялась далеко от эпицентра. Военные пришли к выводу, что пора ликвидировать боеприпасы другим способом.
Задача оказалась сложной и технически, и нормативно. Как объяснили корреспонденту «ВП» представители ЗВО, армия должна заниматься боевой подготовкой и вести боевые действия. Уничтожение снарядов — прямая задача промышленности. Но та «отступила» перед объемами подрядных работ. Ведь из более чем 9 миллионов тонн боеприпасов в 2010 году к уничтожению были «приговорены» 6 миллионов тонн. На армейских арсеналах до сих пор хранятся снаряды, произведенные в 1940-х годах. Промышленность была готова взять на себя ликвидацию 300 тысяч тонн боеприпасов. И тогда процесс растянулся бы на годы. Поэтому военные сами решили создать подрывные отряды. И к концу 2012 года можно будет говорить о выполнении половины поставленной задачи.
Это выставка видов предназначенных к уничтожению боеприпасов.
Мал, да удал
Техническая же сложность состояла в том, что конструкторы, разрабатывавшие снаряды, не предполагали, что кто-то будет их уничтожать. То есть такая возможность просто не предусмотрена. А любая попытка уничтожения дает полноценный взрыв. Какие, собственно, и пугали жителей Всеволожского района.
Уполномоченный по правам человека Ленинградской области Михаил Козьминых, также приехавший посмотреть на прогрессивный метод, рассказал журналистам, что в его аппарат в последнее время шли потоки писем с жалобами на военных:
«Мы принимали жалобы к сведению. Общались с руководством ЗВО. Но понимали, что без уничтожения боеприпасов не обойтись. И я очень рад, что появилась технология, позволяющая снизить негативный эффект».
В этот день на утилизацию направили бронебойные кумулятивные боеприпасы калибра 125 миллиметров для гаубиц. Их разделили на две части. Первую обложили накладными зарядами с тротилом. Вторую обеспечили «разрушителями». Журналисты наконец смогли воочию увидеть передовой прибор.
Представители ФГУП «СКТБ «Технолог» заявили, что аналога ему в мире не существует. За рубежом для каждого калибра имеется свой прибор. А российский Р-40 «Разрушитель» — универсален и подходит для любого боеприпаса. Технология запатентована, но разработчики все равно просят не фотографировать прибор вблизи. Он представляет собой небольшой, умещающийся на ладони усеченный конус с медной линзой в основании.
Принцип его действия объяснял заместитель директора УПЗ Сергей Михальчук:
— «Разрушитель» — прибор однократного действия. Снаряды раскладываются на ровной площадке. К каждому на расстоянии полуметра линзой к оболочке крепится «Разрушитель». Внутри — детонатор и небольшое количество взрывчатого вещества. После электрического разряда прибор детонирует, медь разогревается до 1000 градусов по Цельсию, и в таком конденсированном виде со скоростью 2000 метров в секунду пробивает оболочку снаряда, буквально выжигая начинку. В итоге — ни взрыва, ни осколков.
1) новый способ;
2) старый способ;
3) разница очевидна.
Смертоносное оперение
Кроме того, новая методика позволила военным освободить личный состав от подрывных работ. С «Разрушителем» работают, как и положено, специалисты предприятия-изготовителя. Как объяснил Сергей Михальчук, делают они это бесплатно. Точнее, по договору завод обезвреживает снаряды и забирает себе то, что от них остается.
…Итак, боеприпасы готовы к уничтожению. Журналисты нацелили объективы видеокамер и фотоаппаратов на снаряды, но военные быстро пресекли их активность: «Камеры, если хотите, можете оставить, а сами — по автобусам и на первый пост, и чтобы ближе километра никого здесь не было».
Пресса еще пыталась отстоять свое право на наблюдение непосредственно за оградой полигона — метрах в трехстах от эпицентра будущего взрыва. Но военные были непреклонны: «Если вы видите взрыв, то и он видит вас. По звуку все поймете».
Увезли. Разница между взрывами — первым (старым способом) и вторым (с помощью «Разрушителя») — на самом деле была ощутима. От первого прошла мощная взрывная волна. От второго донесся лишь звук подрыва детонаторов «Разрушителя» — никакой взрывной волны, никакого грохота.
Теперь можно было возвращаться. Подъехали к полигону и... поблагодарили военных. На том самом месте у ограды полигона, где журналисты пытались уговорить военных их оставить, вспахав землю, лежал раскрывшийся стабилизатор-оперение от кумулятивного снаряда... Вот таков старый способ утилизации. От действия же «Разрушителя» Р-40 в оболочках снарядов остались лишь отверстия диаметром, как понятно из названия, в 40 миллиметров.
Разница была наглядна и ощутима. В этом году на полигонах ЗВО, в том числе и на полигоне Ашулук, расположенном в Астраханской области, но подведомственном ЗВО, планируется утилизировать 800 тысяч тонн снарядов. К сожалению, пока большая часть будет уничтожаться подрывами, без помощи «Разрушителя».
Этот стабилизатор прилетел с места, где снаряды уничтожали старым способом - до него отсюда метров триста.
Справка «ВП»
Министерством обороны России зафиксировано более тридцати случаев пожаров и взрывов на объектах хранения ракет и боеприпасов. Буквально позавчера рвались снаряды на арсенале в 14 километрах от села Колтубанка Оренбургской области. Из последних инцидентов можно также вспомнить «фейерверк» из реактивных снарядов на 102-м арсенале у поселка Пугачево в Удмуртии. А из-за пожара и взрывов на 99-м артиллерийском арсенале в башкирском поселке Урман было разрушено либо сожжено более 50 построек, в том числе жилые дома.
Михаил ТЕЛЕХОВ, фото автора