Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Реальный параллельный мир

До 9 сентября в Инженерном (Михайловском) замке — выставка скульптуры Андрея Осташова

Среди причудливых фигур — полихромных, со странными сооружениями на головах — чувствуешь себя в заколдованном пространстве. Присмотревшись, понимаешь, что главный герой, точнее, героиня большинства композиций — девочка, а декором часто служат детские игрушки.

«В основе всей концепции лежит детская игра, — объясняет скульптор, — мое желание общаться с детьми через пластику, создавать образы и сюжеты, понятные детям. У меня две дочери, Арина и Соня, Арине 22 года, а Соне шесть лет. Старшая по образованию искусствовед, и у нас с ней постоянно идет диалог о современном искусстве. А Соня просто приходит в мастерскую и лепит на моих композициях, когда я этого не вижу». Но игра, в которую играют персонажи Андрея Осташова, не так проста. Героини частично или полностью обнажены, но позы не вызывающие — скорее, девочка открывает в себе что-то, что доселе было для нее скрыто.

Есть на выставке и изображения мужчин, и это — сплошь самураи: они воюют, горюют и влюбляются. Скульптор не находит для своих героинь достойных отечественных героев? Нет, дело не в этом, Япония — тоже такая игра: «Зачастую, если присмотреться внимательно, это все те же европейские образы, просто они облачены в причудливые наряды, напоминающие японские костюмы». Собственно, так оно и есть: «Самурайка в шлеме» вызывает устойчивые ассоциации с портретами инфанты Маргариты Веласкеса, а «Самурай, идущий на свидание» вообще интернационален.

Андрей Осташов смело совмещает фактуры: у некоторых скульптур части костюмов выполнены из… настоящей ткани, хитро задрапированной: «Мне кажется, ткань добавляет загадочности и некой хрупкости бронзе. Она подвижна и позволяет самому зрителю создавать и менять образ согласно его настроению».

А смысл своего творчества скульптор понимает так: «Меня заботит вопрос создания своего мира, который параллелен нашему, но в основе его лежит реальная жизнь с ее вечными ценностями и эмоциональными потрясениями».

↑ Наверх