Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Ребенок — это праздник, который всегда с тобой

Накануне Дня защиты детей педагог со стажем Любовь Лысак делится рецептами счастливого детства

 

Родители «подслащивают» свой уход

В детском садике № 9 Приморского района, где работает воспитательницей Любовь Павловна Лысак, педагог высшей категории, награжденная знаком «Почетный работник общего образования РФ», очень уютно. В ясельной группе, куда каждым утром родители ведут свое двухлетнее чадо, Любовь Павловна встречает детишек как родных — какой-то крохе нос утрет, кого-то на руки возьмет… Мы пришли в детсад специально в тихий час, чтобы побеседовать с заслуженным педагогом, но, оказывается, она была не одна — на коленях у воспитательницы сидела девочка Полечка, которая «уже выспалась». Увидев нас, Полечка сильнее прижалась к Любови Павловне. А когда привыкла, слезла с коленей, подошла знакомиться, затем полезла в стоящую на столе жестяную коробку из-под печенья, где были разные вкусности — мармелад, шоколадные конфеты, печенье... «Это родители нам принесли, — предупредила наш вопрос Любовь Павловна, — они часто какие-либо сладости отдают в группу, «подсластить» свой уход, чтобы дети не плакали».

Но дети, собственно, мало плачут — они быстро привыкают к обстановке, тем более что их умеют занять. «Вот мы с ними какие поделки делаем, — показывает Любовь Павловна целую выставку детских изделий, — тут и нарисованные зеленые елочки, и игрушки из пластилина. Детям нужна наглядность, они любят потрогать предметы, пощупать, помять». — «И наверное, укусить, а иногда и в рот потянуть», — добавляем. «Нет, они у нас умненькие», — заступается за детей воспитательница.

«Тапочки отдыхают»

«У вас здесь очень хорошо, — удивляемся. — Но, наверное, как и в любом деле, есть свои сложности?» 

«Конечно, есть, — вздыхает Любовь Павловна. — Это переполненные группы: положено, чтобы было 15 детей, а у нас их в полтора раза больше — по 23 ребенка. Такая «уплотниловка» приводит к тому, что дети чаще болеют, да и нам сложнее управляться с ними».

«Можете сказать: дети стали умнее?» — допытываемся мы. «Нет, я бы сказала, что они более капризные, нервные, видимо, оттого, что родители меньше им уделяют внимания, — отметила педагог с 32-летним стажем. — К тому же ясельный ребенок не в состоянии быть в садике с семи до семи — к вечеру у него капризы, а в конце недели вообще накапливается усталость. Вот раньше малыши были более спокойные». Любовь Павловна помнит, как мамочки неслись с работы в детский сад, чтобы забрать ребенка пораньше. А нынешние папы и мамы не спешат к своему чаду и часто приходят за ним за десять минут до закрытия садика да и вообще меньше выказывают уважения к педагогическому труду. Еще помнит, что в советское время родители сами предлагали свою помощь, а сейчас все изменилось — пап и мам надо просить, чтобы они поучаствовали в жизни группы. 

Вообще-то детский садик сейчас все больше напоминает маленькую школу — современные стандарты предполагают, что должны быть образовательные программы, даже в ясельной группе, которую называют теперь младшей группой раннего возраста, то есть там, где малыша к горшку приучают. И здесь все «по-взрослому» — есть развивающие игры, так называемое познание, которое раньше называлось «чтение художественной литературы». Иными словами, обычное прочтение сказки «Волк и семеро козлят» превращается в «познание».

«Между теми, кто посещает садик, и теми, кто его не посещает, — большая разница, — замечает Любовь Лысак. — Одни приходят и колготки надевать не умеют, на горшок пойти проблема — их приводят в памперсах. Но проходит время, и уже на горшок дети сами ходят. Приучаем их и к порядку: например, малыши раздеваются и тапочки свои парочкой ставят. Я им говорю: «Вы идете спать, и тапочки хотят отдохнуть». 

 

На воспитательскую зарплату охотников мало

Любовь Лысак — педагог от природы, хотя никогда и не думала о карьере педагога — в начале 80-х она окончила 4-е педучилище в Выборгском районе, а когда родились дети — два мальчика (а теперь уже и внучка — Алиса), — пошла работать в садик, ведь подстраховать молодую маму было некому, дедушек с бабушками рядом не было. Так Любовь Павловна в садике и осталась. «Так многие делают, хотя и не многие остаются на тридцать лет», — улыбается педагог.

Работа воспитателя нелегкая — семь часов на ногах, иногда в две смены, если второго воспитателя нет. А их нет — кто пойдет на небольшие воспитательские зарплаты? Ведь если у тебя высшее образование и ты не имеешь стажа, то больше 12 тысяч тебе не светит, а нянечка вообще работает за гроши — 8 тысяч со всеми надбавками. «У меня высшая категория плюс за медаль доплата, и то я не дотягиваю до 18 тысяч», — делится Любовь Павловна. 

Недавно губернатор поддержал идею московского правительства, чтобы в многодетных семьях организовать детские сады, «не выходя из дома», а из многодетных мам сделать воспитателей с окладом. Но пока это только идеи. Любовь Павловна вспоминает западный опыт: ее подруга живет в Германии, где все по-другому: «Она водит внука в детский сад, малышей там мало — всего шесть человек, и их приводят на три часа. Боже мой, это же одно удовольствие! А здесь конвейер. Это же бешеная ответственность, поэтому тут работают только фанатичные люди, которые всех себя отдают детям...»

Десять заповедей счастливого детства

В группе есть свой маленький выпускной вечер — родители получают красивый альбом, куда собирают детские рисунки, фотографии, на его страницах даются советы и пишутся... заповеди! «Я всегда говорю, что просто надо правильно любить ребенка», — гордо говорит Любовь Лысак и показывает альбом с десятью заповедями. Это рецепт счастья от Любови Павловны, который поможет и детям, и родителям.

Вот эти заповеди.

  •  Не думай, что ребенок твой, он — Божий.
  •  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  •  Люби своего ребенка любым. Общайся с ним до тех пор, пока это нужно ему.
  •  Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не сделаешь…
  •  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы иметь от чужих для своего ребенка.
  •  Не унижай.
  •  Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  •  Не требуй от ребенка платы за все то, что для него делаешь, — ты дал ему жизнь, он даст другому.
  •  Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам.
  •  Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым, общаясь с ним, всегда радуйся, потому что ребенок — это праздник, который всегда с тобой. 

Тихий час пролетел незаметно, мы прощаемся с воспитательницей, которую уже радостно обступили малыши. И нам стало ясно, что Любовь Павловна для них — тоже праздник, который всегда с детьми.

Беседовала Людмила КЛУШИНА, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх