Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

«Ребята, я эту форму не шил!»

Слушая оправдания модельера Валентина Юдашкина, открещивающегося от вызвавшей множество скандалов военной формы, понимаешь, что Райкин в России бессмертен

Как не вспомнить знаменитую миниатюру: «Ребята, кто сшил костюм? Кто это сделал?» Но военная форма — это не неудачный костюм. От того, насколько она удобна, зависит не только престиж страны, но и ее безопасность.

Скандал, который разгорелся вокруг военной формы от Валентина Юдашкина, назревал давно. Оказалось, что форма непригодна для службы в холодное время года. В армию у нас и так-то стараются всеми правдами и неправдами не идти, используя разные способы — от медицинских справок до взяток, а тут еще военнослужащие начали массово простужаться и болеть.

Но как-то скандалы спускали на тормозах. И вот, когда министра обороны Сердюкова сняли с поста, ему припомнили все грехи. В том числе и форму от Юдашкина. Дело дошло до военной прокуратуры.

Сам Юдашкин, впрочем, ответственности избежал, сообщив прессе, что в его форму были внесены не согласованные с ним изменения. Военная прокуратура провела масштабную проверку и подтвердила: модельер ни при чем. А кто при чем? Конечно, чиновники Минобороны, которые все равно попали в опалу.

Это они, нехорошие, чтобы удешевить продукцию, заменили используемые при изготовлении одежды материалы, созданные, как писал после презентации сладкий хор журналистов, «с использованием нанотехнологий». Это из-за них погоны переползли с плеч на грудь и неведомо куда испарились теплые подстежки из натуральной овчины на зимних куртках, которые так понравились президенту. И это они не провели полевые испытания в полной мере. Семь бед — один ответ!

Но почему дизайнер не проследил за тем, как отшивается поток, не проконтролировал соответствие тиража эталонным образцам? Он ведь говорил, что взялся за этот заказ не ради денег, а ради того, чтобы поднять престиж России! Был занят тем, что одевал звезд эстрады?

Кому вообще пришло в голову поручить заказ государственной важности модельеру, который прославился в основном как «отец новорусского шика», пленивший когда-то Париж платьями в виде яиц Фаберже и одевающий звезд отечественной эстрады?

Новый министр обороны Сергей Шойгу заявил, что намерен ввести новую военную форму взамен нынешней «от Юдашкина». Как обещают, она будет введена уже к лету 2013 года. Шойгу заверил, что лично будет проверять соответствие эталонным образцам и принимать работу.

Между прочим, в целом на введение новой формы было затрачено около 25 млрд. рублей. И что теперь — все делать заново? Как тут не согласиться с известным аниматором Юрием Норштейном, который недавно на встрече с поклонниками в сердцах сказал: «Скорей бы нефть кончилась!»

Мнение экспертов

Прокомментировать ситуацию с военной формой корреспондент «ВП» попросила петербург­ских модельеров Юлию Бунакову и Евгения Хохлова.

— В вашем послужном списке — создание униформы для грандотеля «Европа», а также новой формы «Аэрофлота». Опираясь на собственный опыт, скажите, пожалуйста, насколько возможно осуществлять авторский контроль за переводом дизайнерских образцов в тираж?

— В этой ситуации все зависит от того, насколько организация, которая заказала разработку формы, сама заинтересована в авторском контроле, точнее, авторском надзоре.

Генеральный директор «Аэрофлота» с самого начала работы над запуском новой формы наделил нас полномочиями супервайзеров проекта. И в нашу задачу входило (и входит) осуществление авторского надзора как при запуске формы, так и при изготовлении и приемке дальнейших партий форменного обмундирования авиакомпании.

Именно это и спасает «Аэрофлот» от той ситуации, которая произошла с формой Валентина Юдашкина для Российской Армии. Наш постоянный контроль позволил сохранить целостность художественноконструкторского решения формы. В результате «Аэрофлот» вошел в десятку лучших авиакомпаний мира по стилю.

— Если бы вы разрабатывали форму для Российской Армии, форму какой страны и эпохи взяли бы за образец?

— Для подобных проектов требуется огромное количество времени, так как здесь важны не только визуальные, эстетические качества формы, но и точность и выверенность конструкций изделий. Военная форма должна быть абсолютно эргономична, должна отвечать всем техническим требованиям и поставленным задачам.

Нельзя сказать, какую эпоху или страну нужно взять за образец. Для того чтобы сделать военную форму, необходимо тщательным образом изучить мировые аналоги, новейшие технологии изготовления специализированных тканей, фурнитуры и т. д. Это огромная работа, которая требует полного погружения в решение этой задачи. 

— На что должен обращать внимание дизайнер при разработке униформы?

— Помните, как раньше снимали фильмы? К примеру, фильм Алексея Германа «20 дней без войны»? Вся съемочная группа была вывезена за 3000 км от Москвы для полного погружения в материал. Актеры жили в неотапливаемых вагончиках, испытывая холод и сложности полевой жизни, чтобы на себе прочувствовать все тяготы, которые испытывали их герои во время войны. Исчезло все наносное, столичное и открылось чтото настоящее, глубокое — то, что мы видим в картине.

Так и в ситуации с формой. Нам кажется особенно важным подробное, детальное изучение материала, нужно, что называется, почувствовать кожей все потребности военнослужащих. Дизайнер не должен изобретать форму, сидя в офисе. Необходимо именно изучение проблемы на местности для полного понимания, погружения в суть вещей, изучение проблемы, так сказать, изнутри.

Справка «ВП»

Валентин Юдашкин заявил, что, работая над новой формой для Российской Армии, соединил современность со славными традициями, взяв коечто от «суворовской армии» и немножко от советской, времен Великой Отечественной.

Представить такой гибрид воображения не хватит. Кроме того, военная форма времен генералиссимуса Суворова — не лучший образец.

Именно в годы подвигов Суворова и руководимой им армии с формой было неблагополучно. Тогда светлейший князь Григорий Потемкин изложил свои претензии к форме в «Записке об одежде и вооружении войск». Вот что он писал: «Одежда войск наших и амуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов, тем паче что он, взят будучи из крестьян в 30 почти лет возраста, узнает узкие сапоги, множество подвязок, тесное нижнее платье и пропасть вещей, век сокращающих». Между тем, излагал свое авторитетное мнение светлейший, «красота одежды военной состоит в равенстве и в соответственности вещей с их употреблением».

Потемкин добился своего. В 1786 году по его инициативе была проведена новая реформа армейских мундиров, сделавшая их более простыми и удобными. Но после смерти Екатерины Второй воцарившийся Павел Первый, страстный поклонник всего прусского, повелел вернуть мундиры образца 1763 года. Так что Альпы Суворов переходил именно в этой, неудобной форме.

После восшествия на трон Александра Первого, в 1802 году, военные мундиры заменяются новыми, соответственно моде времени, существенно отличавшимися по фасону от всех прежних. Но генералиссимус до этого не дожил, он умер в 1800 году.

 

↑ Наверх