Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Речное такси мешает гребцам

Несмотря на проведение президентских кубков, петербургским спортсменам легче не стало

Что изменилось в питерском гребном спорте через год после масштабно-помпезного Кубка президента России?

Последней каплей, переполнившей чашу терпения питерских ветеранов гребного спорта, стало заявление председателя горспорткомитета Вячеслава Чазова, который назвал греблю в Северной столице умирающей. В июне 2009 года они даже устроили объезд для журналистов — по существующим и развалившимся на берегах Невы гребным клубам, чтобы доказать: этот вид спорта можно считать «выживающим», вопреки отношению к нему местных властей. По итогам этого мероприятия «Вечерний Петербург» подготовил материал «Надо выгребать!» (см. номер за 10 июля 2009 года). Тогда удалось достучаться «до самого верха»: гребной спорт в Питере получил поддержку первого лица страны — не в последнюю очередь потому, что президент Дмитрий Медведев в юности увлекался греблей на байдарке. В частности, в мае 2010-го состоялся первый Кубок президента России по гребле.
Насколько изменилась ситуация в этом виде спорта два года спустя? За ответом корреспондент «ВП» отправился с ветеранами питерской гребли на очередной объезд гребных баз Северной столицы.

Гребцы клуба «Стрела» соревнуются сами с cобой. Фото: Натальи ЧАЙКИ

А в остальном, прекрасная маркиза...
То, что поведал нам Юрий Бачуров, бронзовый призер Олимпиады-1960 в академической гребле, а ныне президент Клуба сообщества спортсменов Санкт-Петербурга, можно обозначить расхожей фразой: «Отсутствие слишком плохих новостей — уже не слишком плохая новость». Потому что радоваться по большому счету нечему.

Допустим, в прошлом году состоялся Кубок президента, а в нынешнем — регата «Золотые весла» на Фонтанке. Плюс открылся Английский гребной клуб. Еще на островке поблизости установили статую «Девушка с веслом» работы Ивана Шадра, но к успехам петербургской гребли это можно отнести с колоссальной натяжкой. «Не иначе как «Вечерний Петербург» помог — ведь подзаголовок вашего репортажа был «Девушка с веслом теперь не в моде», — пошутил Юрий Кузьмич.

Но тот же президентский Кубок не получил постоянной питерской прописки. Да и Английский клуб — скорее дорогостоящая игрушка. Ибо в клубном эллинге хранятся в основном исторические лодки, да и базируется в клубе одна-единственная команда — восьмерка СПбГУ.

А в остальном ситуация практически не сдвинулась с мертвой точки. Да, количество существовавших на тот момент гребных клубов не уменьшилось — как было шесть, так и осталось. Как уточнил замминистра юстиции РФ, президент Федерации академической гребли Санкт-Петербурга Виктор Евтухов, «коттеджи на месте гребных клубов не строятся». Потому что они давно уже построены на месте клуба «Энергия» — для членов Конституционного суда РФ, которые, однако, перебираться из Москвы в Петербург не торопятся. Стоят пока на своем месте клубы «Знамя», «Динамо» и «Спартак». И жизнь в них теплится. Именно что теплится. А в «Спартаке» — чадит, и дым коромыслом…

Вот сообщал «Вечерний Петербург» о ситуации в клубе «Спартак»: «Здесь должна открыться широкая перспектива плеса Малой Невки, берега Каменного острова и Каменноостровского моста на заднем плане. Вместо нее — стоящие у многочисленных причалов катера, катера, катера… Скорее даже фешенебельные моторные яхты. Кажется, они перекрыли все русло реки… Здание клуба отдано под ресторан, сауну и прочие увеселительные заведения, в помещении гребного бассейна — магазин, гребцам оставили лишь небольшой сарай и маленький причальчик». Все это наблюдается и сегодня. Кажется, катеров стало только больше.
Зато лодок там нет вовсе. Причина проста — нынешней зимой от массы навалившегося снега рухнула крыша сарая-эллинга, похоронив лодки под собой. Поэтому «Спартак» перестал быть базой Петроградской спортшколы, а вместо четырех тренеров остался только один. Кого же он тренирует? «Хороший вопрос», — дал риторический ответ Юрий Бачуров.

Или клуб «Знамя». «Большая часть клуба, в том числе и историческое здание 1889 года постройки, отдана «неизвестным» арендаторам, — писали мы два года назад. — А то, что осталось гребцам, тоже делится с арендаторами. Скажем, на месте одного из гребных бассейнов — автомастерская, к которой ведет хорошая дорога, а гребцы к бассейну и спортзалу пробираются огородами…» Арендаторов в «Знамени» только прибавилось. На месте теннисных кортов, два года назад сиявших запустением, ударными темпами строится летний ресторан. А ведь гребцы начали было приводить в порядок территорию кортов — выходит, для того только, чтобы сделать ее привлекательной для арендаторов…

На воде спокойно только в непогоду, когда катера и аквабайки «отдыхают». Фото: Натальи ЧАЙКИ

«Динамо»
Гребной клуб «Динамо», также расположенный на Крестовском острове, принадлежит одноименному физкультурно-спортивному обществу, которое было когда-то частью доблестных силовых структур, однако в настоящее время является самостоятельной организацией. Возможно, славное спортивное прошлое не дает динамовским управленцам ликвидировать гребную базу заодно со всем расположенным рядом спортивным комплексом. Тем не менее, по словам начальника гребного клуба олимпийского чемпиона Монреала-1976 Владимира Ешинова, за два года не изменилось ничего. Разве что один эллинг освободился от арендаторов да прошлой осенью начали ремонт двух раздевалок, который продолжается до сих пор. Однако уникальный круговой бассейн для гребли на байдарках и каноэ, построенный к Олимпиаде-80, используется под склад мебели.

Правда, бело-голубое руководство нашло способ поправить дела. Большой кусок территории спорткомплекса, примыкающий к Спортивной улице, оно продало банку, который обязуется провести реконструкцию спортсооружений. Но обратим внимание: это в первую очередь объекты, способные приносить прибыль, — стадион, спортзалы, фитнес-центр. Что же касается гребной базы, то там в первую очередь планируется надстроить еще один этаж для гостиницы, планы же насчет эллингов и реконструкции бассейна куда менее определенны…

«Приморец»
Три вышеупомянутых клуба не принадлежат городским властям. Как до недавнего времени и находящийся на правом берегу Большой Невки клуб «Приморец», принадлежавший Северному заводу. Два года назад гребцы ратовали за передачу его государству. Оказалось, это только ухудшило ситуацию.
По признанию бывшего директора клуба Александра Зверева, последние три года «Приморец» существовал как некоммерческое партнерство — сами гребцы искали средства для поддержания его существования. И вполне успешно — две воспитанницы клуба входят нынче в юниорскую сборную России, могут выступить в ее составе на чемпионате мира.

Однако с передачей городу всего спорткомплекса «Приморец» клуб оказался попросту… не нужен. Горспорткомитет не счел возможным поддерживать общественную организацию, каковой фактически являлся клуб, и теперь он — подразделение Школы высшего спортивного мастерства, расположенной на гребной базе «Стрела» на Гребном канале. Работают в пока еще «Приморце» три тренера, а выход лодок на воду строго ограничен по времени, не в последнюю очередь из-за неблагоприятных условий для гребных судов на Большой Невке, о чем чуть ниже. И прогноз специалистов пессимистичный — скорее всего гребной клуб «Приморец» будет закрыт, а стадион станет чисто «сухопутным», предназначенным для легкой атлетики, тенниса и пляжного футбола. Тем самым лишатся удобной возможности заниматься греблей жители северных районов города, в первую очередь Приморского.

«Стрела»
И остается в сухом остатке гребной клуб «Стрела», где базируется ШВСМ. Два года назад на фоне «мерзости запустения», царившей в других клубах, ее вполне можно было счесть «лучом света в темном царстве». По условиям, предоставляемым спортсменам, она действительно таковой является, несмотря на то что до сих пор подключена к энергетическим коммуникациям по временной схеме (что будет продолжаться вплоть до сдачи нового футбольного стадиона). Восемь десятков новых лодок, два современнейших бассейна для гребцов — академистов и байдарочников — с компьютерным оборудованием, отличный зал для игровых видов спорта — баскетбола, гандбола, мини-футбола, занятие которыми являются непременной составляющей тренировок гребцов, они ведь никуда не делись за эти два года. Работают там 59 тренеров, и 420 спортсменов занимаются только академической греблей. Казалось бы, вот она — кузница побед.

Однако, по мнению гребцов, работать в одном-единственном центре подготовки — все равно что вытягивать себя из болота за волосы. Наталья Абрамова, чемпионка России в двойке парной и четверке распашной без рулевого, считает, что на мировом уровне питерские гребцы выглядят явно слабовато. И отсутствие конкуренции на внутренних соревнованиях, когда соперничают экипажи «Стрела-1», «Стрела-2» … «Стрела-5», — одна из причин.

Короткая вода
А другая причина, считает Наталья, в том, что они «мало тренируются». И дело здесь даже не в количестве тренировок, а в их качестве. Дело в том, что дистанция для академической гребли — два километра. А петербургский Гребной канал вдвое короче. Вот и получается, что большую часть сезона, отгонявшись на километре, на длинной воде, по словам Владимира Ешинова, питерские гребцы «закисают».

Петербургский Гребной канал вдвое короче необходимого… Фото: Натальи ЧАЙКИ

Но ведь в Петербурге  столько рек и каналов, неужели нельзя нигде отмерить два километра? Можно, и такая дистанция была — на Малой Невке, от Каменноостровского моста и до клуба «Знамя». Да только теперь по ней ходить на лодке практически невозможно — волна от проносящихся на огромной скорости катеров и даже аквабайков может перевернуть не только утлую байдарку, но даже и куда более устойчивую академическую лодку.

Но владельцы моторных средств передвижения хотя бы не столь активничают по будням, да и не во всякую погоду на воду выходят. Но тут новая напасть появилась — аквабус, речное такси. Вот оно-то качает лодки регулярно…

«Оно нужно городу, не отрицаю, — считает Юрий Бачуров. — Но маршрут его необходимо ограничить только Большой Невкой, Малую же Невку объявить спортивной зоной и ограничить там скорость передвижения до 5 км/час. Тем более что и база водной полиции находится неподалеку, есть кому следить за порядком».
Увы, и здесь никакого желания решить эту проблему у городских властей не наблюдается. Похоже, их участие ограничилось исключительно помпезной организацией прошлогоднего Кубка президента. Что подтверждает и рассказ вице-президента Федерации гребли на байдарках и каноэ Санкт-Петербурга Владимира Лизунова.
«Мы хотели в этом году провести соревнования на Гребном канале и поинтересовались, где стартовые плоты и оборудование для хронометража, — говорит Лизунов. — Оказалось, никто не знает. Слава богу, хоть буйки на дистанции остались».

Вряд ли плоты стоят на чьей-то даче в купальне, а хронометры отсекают время для стритрейсеров — скорее это пример «ответственности» за гребной спорт. Об отношении чиновников от спорта свидетельствует еще один факт. Если в 2010 году финансирование гребли на байдарках составляло 4,7 млн. рублей, то на 2011 год были обещаны 12 миллионов — а отпущена ровно половина. Президент уехал — забудьте…

Ждать, пока матери пойдут к губернатору?
Выход, по мнению Бачурова и его сподвижников, чемпионов и призеров Олимпиад, один — возрождать именно клубную жизнь в гребном спорте. И существующие клубы должны быть отняты у нерадивых собственников, в первую очередь профсоюзов, и переданы в управление государству в лице городских властей. Но город должен обеспечивать и финансовую, и материальную составляющую. Спортивная же жизнь в клубе — удел спортсменов и тренеров. «Клуб — это в первую очередь спортсмены и тренеры, — говорит Бачуров, — а не стены, лодки и тренажерные залы. И девиз должен быть: «Гребные клубы — гребцам!».

А о том, что здесь нужна в первую очередь политическая воля властей, по мнению Юрия Бачурова, свидетельствует такой пример: «Я недавно прочитал, что в Петербурге вернули детям детские сады, ранее проданные бизнесменам. Удовлетворены настойчивые требования матерей. И государство нашло возможность вернуть свою собственность, казалось бы, утраченную навсегда. Что же, нам теперь ждать, когда детишки подрастут и захотят заниматься греблей, а их матери снова пойдут с требованиями к губернатору?» — возмущается Юрий Бачуров.

Особенно, что представляется вполне вероятным, если новым губернатором Санкт-Петербурга станет нынешний министр юстиции Александр Коновалов, мастер спорта по гребле. Который начинал заниматься именно в клубе «Спартак», превратившемся, по словам Юрия Бачурова, в «притон разврата»…

Борис ОСЬКИН
↑ Наверх