Газета выходит с октября 1917 года Thursday 19 декабря 2024

«Реформа не просто назрела. Проблемы вопиют»

Накануне своей поездки на «Форум действий-2» режиссер, создатель Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова Рудольф Фурманов (на фото) поделился ожиданиями от предстоящей встречи

17 и 18 ноября в Москве Общероссийский народный фронт проводит «Форум действий-2». В его работе примут участие доверенные лица президента России, актив ОНФ в регионах, представители федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества. 

Санкт-Петербург будут представлять: главный редактор газеты «Невское время» Михаил Иванов, президент Гуманитарного университета профсоюзов Всеволод Хмыров и директор Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В. Л. Алмазова Евгений Шляхто. А также два сопредседателя регионального штаба ОНФ — главный врач Городской больницы №20 Татьяна Суровцева и руководитель Петербургского отделения «Деловой России» Виталий Фатеичев.

«Главная цель форума — подвести итоги совместной работы по поручениям, которые были даны президентом по результатам первого форума в декабре прошлого года. Сегодня, уже ни для кого не секрет, все поручения снимаются с контроля только после оценки ОНФ, и этот механизм действительно работает. Активисты движения расскажут, где президентские указы исполняются несвоевременно, и предложат конкретные решения. Кроме того, в условиях введения санкций мы обсудим и вопросы экономики и импортозамещения», — сообщил Виталий Фатеичев.

— Рудольф Давыдович, вы приглашены на «Форум действий» уже во второй раз…
— «Форум действий» — место встречи людей, которым небезразлична Россия, а значит, и современное положение российской культуры. Считаю просто необходимым создание отдельного сильного профсоюза в области культуры, который бы защищал интересы творцов, а также переход театров на контрактную систему работы с труппой. Когда спектакль сделан под конкретного артиста: и постановка, и декорации, и костюмы — юридическая сила защитит театр от заявления об уходе по собственному желанию, которое сегодня театр, как завод, обязан подписать через две недели. Трудовое законодательство нашей страны устарело донельзя. А чтобы подстраховать артистов, которые не выходят годами на сцену родного театра в силу возраста ли, здоровья, в театре должен быть свой пенсионный фонд. Все говорят: надо! Но никто не делает! Контракт — да, конечно надо! И что? Трясина! Все забалтывается, и те, кто забалтывает, больше всего боятся за что? За свои насиженные места. И в охране своих теплых мест они готовы на все — от шельмования репутаций до откровенного саботажа театральной реформы, прикрываясь высокопарной демагогией и щитом русского репертуарного театра.

— Сегодня почти все театры находятся на государственном обеспечении…
— Да. Государство — наш главный спонсор, а значит, вправе хотя бы частично определять условия, участвовать в творческом процессе. Сегодня мне кажется, что талантливых людей надо направлять в определенные для них «творческие гнезда». Иначе мы, сами того не желая, разрушим русский репертуарный психологический театр. Донатас Банионис говорил: «Надо искать в искусстве не новое, а вечное. Если брюки и пиджак надеть наоборот, это будет ново, но глупо». Поэтому я задаю прямой вопрос: «Что делать?» А потом и второй: «Кто виноват?!»

— Но это все-таки форум ДЕЙСТВИЙ, поэтому как вы отвечаете на вопрос «Что делать?»
— Необходима иная, абсолютно четкая модель, по которой выделяются субсидии. Работодатель (как тот же спонсор в кинематографе) обеспечивает сегодня государственный театр деньгами, не помогает, а именно полностью содержит, при этом оставляя самому театру всю его выручку от проданных билетов. Учреждения культуры, производящие платные услуги, должны быть не полностью бюджетными организациями, поскольку выручка от платных услуг остается их достоянием. Так создавайте аншлаговые спектакли и увеличивайте свою выручку от проданных билетов! Это труднее, легче вымаливать деньги из госбюджета. Но тогда давайте соблюдать логику во всем: откажемся от фиксированных зарплат, содержания здания, грантов, каких-то тарифных сеток и денежных средств на выпуск спектакля и все гостеатры будем содержать по четкой схеме, выделяя субсидии от 1000 до 2000 рублей (в зависимости от значимости театра) за каждый проданный билет (вся выручка при этом является собственностью театра). Тогда руководитель театра будет так работать, чтобы в его театре были аншлаговые, качественные спектакли. Больше проданных билетов — больше субсидий на каждый проданный билет. Прошу только не выплескивать вместе с водой ребенка — творческих экспериментаторов, театральных шаманов, творческое присутствие которых часто двигает культурный прогресс. Но на это государство должно выделать субсидии специальные.

Реформа не просто назрела. Проблемы вопиют. И очень хочется, чтобы мои предложения не остались гласом вопиющего в пустыне. Все эти проблемы и их решения я обязательно озвучу на форуме.

↑ Наверх