Газета выходит с октября 1917 года Friday 20 сентября 2019

Рейтинг неэффективных вузов — неэффективен?

Эксперты считают, что Минобрнауки использует «не те» критерии при проведении мониторингов

На сайте Минобрнауки появился протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности образовательных организаций (от 3 июня 2014 года).

В нем значится, что в этом году в мониторинге участвовали 968 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных вузов и 1356 филиалов. Особо отмечается, что 552 вуза и 878 филиалов подведомственны федеральным органам исполнительной власти, правительству РФ, Верховному суду, Высшему арбитражному суду, Российской академии наук и Российской академии художеств, муниципалитетам и субъектам Российской Федерации.

Количество квадратных метров на одну студенческую душу — странный критерий определения эффективности работы вуза.

Что же выявил этот мониторинг? Нашел ли вузы-аутсайдеры или несоответствие вузовских программ образовательным стандартам? Ведь иначе зачем проводить это исследование!

Однако депутат Госдумы Владимир Бурматов, пристально следящий за деятельностью ведомства господина Ливанова, в эксклюзивном интервью «ВП» назвал сам мониторинг «странным», несостоятельным, а его итоги удивительными. Ведь министр образования заявил, что результаты мониторинга буду направлены учредителям вузов, большинство которых государственные, а значит, их учредитель — само Министерство образования. И получается, что итоги мониторинга министерство передает... себе. Действительно, это по меньшей мере странно.

Что же будет с теми вузами, которые в очередной раз окажутся неэффективными?

— Все остается исключительно на усмотрение учредителя, то есть самого Министерства образования: захотят — реорганизуют вузы, захотят — поменяют ректора или заставят принять программу развития, да все что угодно, — говорит Владимир Владимирович. — Но меня настораживает одно: раз можно направить самому себе документы на утверждение, значит, возможно и кулуарное принятие решений. И я не исключаю ситуацию, что кому-то из чиновников понравится собственность какого-то вуза, например здание в центре Москвы, и они признают его неэффективным, присоединят к другому вузу со всеми вытекающими последствиями. Поэтому я не могу исключить, что в мониторинге вузов вопросы квадратных метров, вопросы площадей, земли, находящихся в собственности вузов, превалируют над перспективами вузов и их выпускников, даже будущего целых отраслей нашей экономики.

Негативный эффект от подобных мониторингов Минобра тот, что вузы получают клеймо неэффективных в самый разгар приемной кампании. Этим, по словам депутата, им наносится маркетинговый, репутационный удар. И правда, какой студент захочет поступать в вуз, будущее которого туманно?

А если говорить о показателях, по которым определяется эффективность того или иного вуза, то они довольно примитивны. Так, до сих пор одним из главных критериев считается количество квадратных метров на одного студента: чем их больше, тем лучше. Хотя практика показывает, что в том вузе больше квадратных метров на студента, где никто учиться не хочет.

Или, например, оценка вузов по количеству выпускников, ставших на учет в службу занятости: чем больше молодых специалистов обращается в службу занятости, тем неэффективнее вуз. Кстати, по этому поводу депутат Бурматов обратился в Минтруд с официальным запросом — чтобы ведомство проверило этот критерий — и получил официальный ответ: расчет по коэффициенту трудоустройства студентов, ставших на биржу труда, некорректен. Но Министерство образования продолжает учитывать этот и ему подобные критерии при мониторинге деятельности вузов, что, по мнению Владимира Бурматова, помогает свести счеты с неугодными вузами.

Не оправдывает себя и практика присоединения слабого вуза к сильному, потому что слабое учебное учреждение действует как балласт, то есть снижает эффективность сильного. Но главное, считает парламентарий, дискредитируется идея премьера Дмитрия Медведева о том, что нужно закрыть «шарашкины конторы», которые торгуют дипломами, то есть реально неэффективные вузы. Но пока этого не происходит, зато Минобрнауки упорно признает неэффективными педагогические вузы. Итог известен: в этом году множество выпускников не смогли сдать ЕГЭ...

 

↑ Наверх