Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Реставрация Агатовых комнат получила общеевропейское признание

Знак «Европа Ностра» отныне установлен у входа в агатовые комнаты государственного музея-заповедника «Царское село»

За реставрацию шедевра музей получил общеевропейское признание. Весной премия была вручена «Царскому Селу» в Вене. С момента учреждения премии лишь пять российских проектов были удостоены подобной награды. Кстати, сама неправительственная организация «Европа Ностра» существует полвека и является крупнейшей в объединенной Европе по сохранению культурного наследия — материального, природного и нематериального. Президентом «Европа Ностра» является маэстро Пласидо Доминго.

Хоровод муз на одном из каминов в Агатовых комнатах.

12 сентября местная церемония состоялась в Тронном зале Екатерининского дворца. Вице-президент «Европа Ностра» князь Александр Сайн-Витгенштейн-Сайн, вручая премию директору ГМЗ «Царское Село» Ольге Таратыновой, сообщил, что жюри выбрало Агатовые комнаты потому, что их реставрация была выполнена с исторической точностью и тщательным научным подходом. «Такие геологические материалы, как яшма, представляют особые проблемы для реставратора: это необычный камень, которому отсутствие научного подхода могло бы нанести непоправимый ущерб. Но в данном случае результаты говорят сами за себя», — отмечается в решении жюри.

«Это награда всей российской реставрационной школы, которая в очередной раз одержала победу и стала примером для реставраторов других стран, — сказала Ольга Таратынова. — Мы сделали реставрацию с почтением к традициям того времени, к вкусам императрицы Екатерины II».

Также директор напомнила о славе ленинградской реставрационной школы, звезда которой взошла после Второй мировой войны, ведь реставраторы фактически заново воссоздали разрушенные фашистами прекрасные пригородные ансамбли, в том числе и «Царское Село». Агатовым комнатам повезло — они не сгорели в пожаре, не были взорваны, пострадали частично. Поэтому перед реставраторами стояла сложнейшая задача — работать с памятником так, чтобы сохранить патину времени, сберечь, законсервировать подлинник.

При возрождении уникальных интерьеров музей сознательно отказался от общепринятой практики воссоздания утраченных фрагментов в пользу европейской методики консервации и реставрации и минимального вмешательства в историческую ткань памятника.

↑ Наверх