Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Режис Варнье: Надо сражаться за свою жизнь!

Известный французский режиссер, обладатель «Оскара», приехал на петербургский Кинофорум представить свою новую картину «Финишная прямая», а также принять участие в подписании документов, связанных с организацией российско-французской киноакадемии

— Месье Варнье, представляя свой новый фильм на фестивале, вы сказали, что посвящаете этот показ памяти Сергея Бодрова-младшего, вместе с которым вы работали над картиной «Восток — Запад»…
— Свою речь я не продумывал заранее. У меня эти слова вырвались спонтанно. Выходя на сцену, я вспомнил, как мы вместе с Сергеем представляли тот давний фильм, как волновались, понравится ли он российской публике. Я увидел почти такие же микрофоны, снова услышал русскую речь. До премьеры «Финишной прямой» я встречался со своими российскими друзьями. Нахлынули воспоминания, и с моих губ слетела эта фраза. Я не жалею об этом.

Фото: Натальи ЧАЙКИ

— Вы с любовью вспоминаете работу вместе с российскими кинематографистами?
— Да, несомненно. В вашей стране много профессионалов, прекрасно знающих свое дело. Сотрудничать с ними — одно удовольствие. И французские актрисы — Катрин Денёв и Сандрин Боннэр — тоже вспоминают дни съемок фильма «Восток — Запад» с нежностью. Мы все очень подружились, хотя, конечно, без определенных трудностей выпустить картину просто невозможно. Главное — обоюдное желание все проблемы решить. И тут французы и русские мало отличаются друг от друга. Мы это давно поняли.

— Какова будет сфера вашей деятельности в российско-французской киноакадемии?
— Я не политик, не экономист и не бизнесмен. Эти сферы деятельности от меня очень далеки. Я собираюсь заниматься творчеством, и Россия близка мне в том плане, что я уже работал здесь, многое мне более понятно, нежели, скажем, тому французскому режиссеру, который впервые будет работать в вашей стране. Скорее всего я стану консультантом. А точнее — тем самым мотором, который должен помочь двигаться российско-французскому поезду по новой колее.

— Что же вы будете говорить тем, кто захочет поработать в России?
— Мой первый совет будет: не бойтесь этой страны. Россия мало чем отличается от остального мира, тем более — от Франции. Конечно, здесь имеются свои особенности, но где их нет? В каждом государстве есть что-то свое, в этом и заключен национальный колорит. Но это же как раз и есть самое интересное! К сожалению, средства массовой информации в этом плане не всегда помогают — преувеличивают какие-то проблемы, нагнетают порой излишние эмоции. У них несколько другая задача, это уже политика, к которой я отношения не имею. Я — художник, и именно с этой точки зрения буду рассказывать о вашей стране своим коллегам. Говорить собираюсь исключительно о деле, а не о каких-то эмоциях. Они у каждого свои.

— Чем вызван интерес многих стран снимать фильмы вместе с Францией?
— Французское кино финансируется особым образом, поскольку существует добрая воля государства, поддерживающего национальный кинематограф. Принятая «формула» позволяет снимать много фильмов, в том числе и совместно с другими странами. Два последних года мне довелось прочитать много сценариев, присланных из-за рубежа. Это Малайзия, Таиланд, Китай, Перу, Босния, Вьетнам, африканские страны. Факт большого количества заявок радует — зачастую представители этих государств уже нашли у себя на родине дистрибьюторов, но ждут возможности воссоединиться с Францией. Для них это определенный риск, но они идут на него сознательно, и скажу — много новых имен мне удалось открыть, читая эти сценарии. Значит, потенциал для совместной работы имеется.

— Вы не назвали ни одной европейской страны.
— В последнее время мы действительно несколько отступили в своих контактах с европейскими странами, хотя, скажем, ленты испанца Педро Альмодовара регулярно финансируются, в том числе и Францией. Но вы можете сказать, что это звезда, и будете правы. О нем — особый разговор. Что же касается остальных — закончился золотой век итальянского кино, после кризиса начали просыпаться кинематографии Испании, Польши, других стран. Видимо, эти связи придется развивать заново, потому что многое утеряно. Повторю: я не политик и не продюсер. Это немного не моя сфера, но в плане творчества я готов оказывать всемерную помощь.

— И все-таки почему, на ваш взгляд, сейчас совместной продукции стало заметно меньше? Особенно это ощущается во Франции, где тяга к копродукции всегда была велика.
— Возможно, пик совместных картин пришелся на 1980-е годы. Это объясняется особыми причинами. Скажем, у Анджея Вайды во Франции находился продюсер, который отстаивал его интересы и всячески стремился, чтобы ленты польского режиссера выходили в копродукции и имели как можно более широкий прокат в нашей стране и в мире. Практически то же можно сказать про японца Осиму: Франция помогла его фильмам охватить более широкую аудиторию. Сейчас мир изменился, и необходимо искать новые пути. Возможно, создание российско-французской академии и есть тот самый выход. Во всяком случае хотелось бы на это рассчитывать.

— Сейчас вы активно включились в работу по созданию киноакадемии, чтобы помогать другим в осуществлении проектов. А сами вы хотели бы еще раз поработать в России?
— Безусловно. Иначе я не стал бы так активно участвовать в этом проекте. У меня уже есть определенные замыслы, но пока слишком рано их раскрывать.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем последнем фильме — «Финишная прямая».
— Основная идея картины — надо сражаться за свою жизнь, не опускать руки. Главный герой — слепой атлет — несмотря на недуг, выходит на беговую дорожку и преодолевает себя, побеждает. Я вообще всю жизнь очень люблю бег — ведь он невероятно полезен для здоровья и не требует никаких дополнительных снарядов. В свое время я снял несколько документальных фильмов об атлетах и долго вынашивал идею сделать игровую ленту. Своим новым фильмом я хотел сказать людям: посмотрите, на что способен человек. Не отчаивайтесь, и удача обязательно придет к вам.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ
↑ Наверх