Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Режиссер-аниматор Дмитрий Высоцкий:

Либо зритель уйдет в Интернет, либо умные телеголовы найдут способ пригласить анимацию к себе на экраны

14 июня мы отмечали 70 лет со дня выхода в свет знаменитого диснеевского мультфильма «Бэмби». Сегодня о будущем анимации, в частности отечественной, мы беседуем с лауреатом многих международных премий режиссером-аниматором Дмитрием Высоцким. 


— Вы помните первый увиденный вами диснеевский мультфильм? Как это было?
— Первое впечатление от Диснея сложилось благодаря книжке Арнольди «Жизнь и сказки Уолта Диснея». Тогда, в бородатые 70-е годы прошлого века, когда я был дошкольником, другой информации просто не имелось. И это было невероятно сильное впечатление, притом что моя детская фантазия дорисовывала бог знает что по поводу отдельных иллюстраций из этой книжки. В книжке я впервые увидел кадры из фильмов «Танец скелетов», «Бэмби» и других. Еще, конечно, были волшебные и вожделенные для каждого школьника вкладыши в жевательные резинки «Дональд». Они тоже будоражили фантазию и сулили детскому воображению фантастический мультмир, не виданный ранее. А по телевидению тогда периодически шли мультики «Майти Маус» и «Том и Джерри», по ошибке приписываемые мной и моими родителями перу Диснея. Но настоящего Диснея я увидел гораздо позже, уже в эпоху видеосалонов. 

— Повлиял ли он на ваш выбор профессии?
— Безусловно да. Конечно, не сразу. Но понимание того, что мультипликатор может создать сам себе целый Мир и управлять им по своему усмотрению возникло сразу после знакомства с книжкой Арнольди. Это, конечно, запало в детскую душу, и в 16 лет я уже знал, что мне хочется делать в жизни.

— А теперь он вам интересен?
— Сегодня я редко пересматриваю Диснея. В основном со студентами. Но это не потому, что он перестал быть мне интересен или устарел. Просто он уже давно занял в голове и душе все предназначенные специально для него полочки. Я точно знаю, на какой полке что стоит и когда может пригодиться. И если надо, всегда обращаюсь к этой своей внутренней библиотеке, даже не прибегая к помощи медиаплееров.

— А кто еще из аниматоров для вас является неким ориентиром, авторитетом? 
— Людей и фильмов, ставших для меня ориентирами в профессии, довольно много, и их список постоянно расширяется. Это и Дисней, и Хитрук, и Норштейн, и Назаров... «Варежка» Романа Качанова, «Падал прошлогодний снег» Татарского, ранний Гарри Бардин... У меня есть свой список «Топ-100 лучших мультфильмов». И раз в два-три года этот рейтинг пополняется чем-то новым и современным.

— Есть ли для вас принципиальная разница между коммерческой и авторской мультипликацией?
— Принципиальная разница, конечно, есть. Успех коммерческой анимации — это ее кассовый успех и это основной критерий ее оценки. Но не всегда фильм-аттракцион, заработавший в прокате миллионы, может рассчитывать на место в истории анимации или в памяти зрителя. А вот короткометражный фильм «Отец и дочь» Майкла Дюдок де Вита навсегда оставляет след в душе его увидевшего. Оценивать его по принципу прокатного успеха никто не станет. Впрочем, это не значит, что если авторский, то обязательно «нетленка».

— А в принципе может ли аниматор сегодня существовать независимо, автономно? Или для работы над анимацией обязательно нужно существенное финансирование?
— Независимое и автономное существование аниматора — это вполне объективная реальность. Если автор не претендует на создание исключительно трудоемкого и сложного фильма в сжатые сроки, то никто не запретит ему сидеть несколько лет у компьютера или перед фотоштативом у пластилиновой декорации и по крупинкам создавать свой фильм. Современная бытовая съемочная и компьютерная техника и различный софт это вполне позволяют. Стоит эта техника сегодня сравнительно недорого, компьютер есть почти в каждом доме. А остальное — вопрос желания и времени. Конечно, при условии, что на кусок хлеба этот автор зарабатывает как-то иначе.

— Вы следите за тем, как сейчас обстоят дела именно с русской анимацией? Почему на телеэкране мультфильмы появляются крайне редко и, как правило, старые? Дело в каком-то кризисе жанра?
— Российская анимация жива и будет жить бесконечно долго и счастливо, если даже и небогато. Редкое присутствие новинок российской анимации в эфире — это следствие политики телеканалов. Им этот продукт пока не особо был нужен, он не настолько коммерчески предсказуем, как кино с Брюсом Уиллисом или «Комеди-клаб». Хотя мир знает примеры того, как некоторые мультшоу становились лидерами рейтингов. Просто пока не пришло то время, когда российские телеканалы будут готовы ставить на анимацию. Есть, конечно, пример канала «2х2», который нашел свою аудиторию и собрал соответствующий контент. Пока это в основном «Симпсоны», «Гриффины» и т. д. Но отечественный мультсериал для взрослых, несомненно, когда-то появится и найдет своего зрителя. Это касается и детской, и авторской, и научно-популярной анимации. В Интернете на нее огромный спрос, миллионные просмотры. И либо зритель полностью уйдет за анимацией в Интернет, либо умные телеголовы найдут способ пригласить анимацию к себе на экраны.

 

Фото Георгия КУРГИНА
↑ Наверх