Римма Маркова была воплощением русской женщины
Москва простилась с народной артисткой СССР, скончавшейся 15 января в Боткинской больнице
Она совсем немного не дожила до юбилея: 3 марта ей исполнилось бы 90 лет. И хотя Господь даровал ей долгую жизнь, примириться со смертью талантливой актрисы нелегко.
Римма Маркова была воплощением русской, советской женщины. В 2005 году на VI Российском фестивале «Улыбнись, Россия!» актриса даже удостоилась приза «Хрустальный лотос» — «За создание на экране образа истинно русской женщины».
В феврале 2013 года в интервью нашей газете, состоявшемся после ее встречи с поклонниками, Римма Маркова так ответила на вопрос, что же такое настоящая русская женщина: «Это партизанка, которая идет и взрывает все к чертовой матери».
«Русская женщина — она многострадальная, но сильная, — говорила Римма Маркова.
Римма Васильевна знала об этом национальном типаже не понаслышке. Она родилась в глухой деревне, в бедной крестьянской семье. Пережила голод, войну, работала «как вол». И потом всю жизнь, уже став знаменитой актрисой, жила тяжело и работала тяжело. Но за сумасшедшими гонорарами никогда не гналась. Отказывалась сниматься в рекламе, хотя ей предлагали большие деньги, на которые, как она говорила, можно было бы и лекарств накупить, и зубы вставить. Умела довольствоваться малым. В одном интервью она сказала такую фразу: «Я смогу жить на хлебе и воде. Хотя я считаю, что если есть хлеб и вода, уже неплохо».
Вместе с братом Леней (впоследствии знаменитым артистом Леонидом Марковым) после войны они приехали покорять Москву с чемоданом, полным… груш. Их приняли в московский Театр Ленинского комсомола, главным режиссером которого в те времена был Иван Берсенев, легенда театральной Москвы.
Римма Маркова много снималась в кино. В ее фильмографии — больше 80 фильмов. Но удивительно мало главных ролей. Одно из исключений — роль простой деревенской женщины Надежды Петровны, пережившей вместе с односельчанами немецкую оккупацию и не сломавшейся. Ее она сыграла в фильме «Бабье царство», снятом в 1967 году режиссером Алексеем Салтыковым по сценарию Юрия Нагибина. На фестивале в Сан-Себастьяне за эту роль Римма Маркова была удостоена премии.
Как и Фаина Раневская, актриса была непревзойденным мастером эпизода. Кажется, что даже если бы она просто произнесла «кушать подано», ее бы запомнили. Великолепная фактура — высокий рост, прямая спина, правильные черты лица, низкий грудной голос — в сочетании с неукротимым, ярким, взрывным темпераментом выделяли ее не только в толпе, но даже в окружении самых звездных актеров. Если попробовать подыскать ей сравнение среди западноевропейских актрис, то первым делом вспоминается великая итальянка Анна Маньяни.
Реплика Риммы Марковой из фильма «Покровские ворота», где она сыграла врача, ушла в народ. Помните? В белом халате и белой шапочке актриса курит папиросу, которую держит хирургическим зажимом, и решительно произносит в телефонную трубку: «Резать к чертовой матери! Не дожидаясь перитонитов!»
А социальная реклама 90-х годов, где Римма Маркова вместе со своей подругой Нонной Мордюковой играют шпалоукладчиц? Ролики длились не более трех минут, но, казалось, вмещали в себя смыслов больше, чем многочасовые фильмы.
Вот один из них: две бабы в оранжевых жилетах бьют кувалдами по рельсам, при этом ругаются друг с другом насмерть, плачут, а потом, обнявшись, поют хором песню «Ехал казак по чужбине». И в заключение идет надпись: «Дай вам Бог здоровья».
А ведьма из «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова, которая творит на коммунальной кухне свой страшный заговор на убиение еще не рожденного ребенка? Из всего демонического паноптикума мистического триллера Бекмамбетова ведьма Марковой в красной как кровь, которую она заставляет выпить Антона Городецкого, кофте — едва ли не самая жуткая.
Потом много писали, что актриса раскаивалась в том, что сыграла эту «темную» роль, считала свою болезнь расплатой за нее, говорила, что ее любимый брат Леонид Марков сгорел как свечка от рака в возрасте 63 лет, после того как сыграл дьявола. Правда ли это? Ведь впоследствии она согласилась сняться у Бекмамбетова в «Дневном дозоре».
Но то, что Римма Маркова была верующим человеком, общеизвестно. И всю свою жизнь она боролась с несправедливостью, была честной и бескомпромиссной, не боялась говорить правду, критиковать власть. Она боролась за то, чтобы актеры театра и кино, вышедшие на пенсию, жили достойно. А сама жила в маленькой однокомнатной квартирке, в которой зимой было холодно, а летом жарко, на пенсию в 15 тысяч рублей. Ради того, чтобы помогать людям, даже вступила в партию «Справедливая Россия».
Она часто рассказывала, что дочь говорила ей: «Мама, тебя в сумасшедший дом посадят!» Римма Маркова отвечала: «Кому я нужна? Более того, ничего у них не выйдет. Пусть рискнут!»
В последние годы жизни актриса много болела, перенесла несколько тяжелых операций. Известны ее резкие высказывания в адрес бывшего министра здравоохранения Татьяны Голиковой, которой актриса предлагала заглянуть в простую, бесплатную больницу и посмотреть, в каких условиях там находятся люди.
И все же, несмотря на проблемы со здоровьем, держала форму до последнего. Снималась. Много ездила по стране на встречи со зрителями. Не позволяла себе выйти на люди непричесанной, без легкого, искусного макияжа. Свою знаменитую царственную осанку сохранила до конца. А вот курить так и не бросила. Говорила, что сигарета помогает ей снять стресс.
Режиссер Светлана Дружинина, у которой Римма Маркова снималась в фильме «Гардемарины, вперед!», в отклике на смерть актрисы назвала ее «нашей, без преувеличения, настоящей национальной гордостью: Римма Васильевна была истинной женщиной с плаката «Родина-мать зовет!», она воплощала в своем образе все лучшее, что есть в нашей стране».
Упокоилась великая русская актриса на Николо-Архангельском кладбище.