Газета выходит с октября 1917 года Saturday 14 декабря 2019

Роботы в Мраморном дворце

Работы 320 авторов представлены на Третьем фотобиеннале современной фотографии в Мраморном дворце

Как на самой выставке, так и после нее коллеги забрасывали меня одним тем же вопросом — какие мои впечатления, понравилась ли? Могу ответить однозначно — выставка замечательная, впечатления самые что ни на есть самые благоприятные.

Понравилась эта выставка даже английскому роботу-гуманоиду Теспиану, которого представили на этой выставке и с которым можно было поговорить о высоком искусстве. Многие ценители фотоискусства опасались, что этот робот перетянет на себя все внимание, и посетители будут общаться не столько с произведениями искусства, сколько с продуктом творческой технической мысли. Но к удовольствию ценителей фотографии такого не произошло. По многим причинам. И прежде всего потому, что многие фотографии, что называется, цепляли. Одни — глубокой психологией, другие — неожиданным поворотом визуальной мысли, третьи — тонкостью чувств, переданных художниками.

Конечно, многие посетители удивлялись, почему та или иная слабая работа попала на выставку столь высокого ранга. Дескать, почему так небрежно отнеслись к процессу отделения зерен от плевел? Ответить на эти вопросы сложно. Может быть, устроители выставки увидели в этом некий демократизм, а возможно, посчитали, что бриллианты будут ярче сверкать среди малоценных камней. Но как мне показалось, они хотели подчеркнуть массовость фотографии как искусства. Удивляет как много новых имен в фотографии открыла эта выставка, как поддержала начинающих художников, предоставив выставочную площадь в престижном музее. Именно это мне показалось самым ценным в фотобиеннале.

Женский Толгский монастырь. Владимир Орлов. 2013 г.

Конечно, сколько угодно можно ворчать о том, что ушли в прошлое технологии серебряной фотографии как способа переноса изображения на холст или бумагу. Что из фотографии ушла душа после того, как пленку заменили на матрицу, а фотобумагу на основе бромидов серебра на бумагу для принтеров. Не буду спорить на эту тему. Но как показала выставке, где почти все работы напечатаны на принтерах, — с душой у фотографии все в порядке. Признаков никаких заболеваний не наблюдается.

Удручает только одно. На фотобиеннале не предоставили свои работы очень многие именитые фотографы. Возможно, свое место они решили уступить тем, кто совсем недавно приобщился к визуальному искусству. Хотелось поставить смайлик, как это принято в социальных сетях. Но ограничусь лишь улыбкой одобрения тем, кто в этой выставке участвовал и кто ее организовал.

↑ Наверх