Газета выходит с октября 1917 года Friday 5 июля 2024

Родители не одобряли его увлечения шахматами

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Ботвинника. Листаем «Вечёрку» 85-летней давности...

Четырехкратный обладатель шахматной короны, патриарх отечественной школы древнейшей игры мудрецов... Даже теперь, во времена ниспровержения авторитетов, имя Михаила Моисеевича знакомо не только фанатам кинокартины «А был ли Каротин?» (помните фрагмент оттуда: «Комсомолец Ботвинник выполнил соцобязательство — завоевал первый разряд по шахматам»?). Да как же иначе! Ведь все мы, питерские шахматисты — от любителей, играющих на интерес в поездах и в парках, до гроссмейстеров, — хотим того или нет, «вышли из Ботвинника».

Выдающийся организатор петербургских шахмат Илья Блехцин, который лично знал Ботвинника, вспоминает: Михаил Моисеевич был человеком хоть закрытым, но занятым и увлеченным: изобретал шахматные автоматы, председательствовал в Обществе друзей СССР — Голландия. Однако раритетов, связанных с его активной деятельностью, в родном городе не сохранилось — гроссмейстер проживал в Москве с 1941 года. Исчез автомобиль, который подарил ему нарком Серго Орджоникидзе. Истерлись и рассыпались чулки, которые Ботвинник, выручая своего товарища по шахматной команде Ильина-Женевского, провез контрабандой из Швеции. Схожая судьба постигла и большие круглые очки, и аккуратные костюмчики, которые носили ленинградцы в подражание шахматисту.

Правда, в Петербурге при Политехническом институте действует шахматный клуб имени Михаила Ботвинника (в Политехе защитил диплом сам будущий чемпион мира, там же много лет трудился муж его сестры профессор Васильев). И не худо-бедно: каждый день там собираются студенты-шахматисты, которые организуют регулярные командные соревнования. Да еще в Репине, где Михаил родился, его именем назван проезд.
Остались только адреса. Их много. Однако, как это ни странно, на строениях, которые мы упомянем ниже, ни одной мемориальной доски Ботвиннику вы не найдете.

Начать уместно с Невского проспекта. В доме № 88 будущий гроссмейстер жил с 1911 года по 1934-й. Во дворе этого дома в сентябре 1923 года его приятель Леня Баскин научил Мишу двигать фигуры. Ботвинник, уловив в общих чертах скрытые от большинства детей нюансы шахматной стратегии, там же принялся искать простачков — соседских ребятишек, знакомых с ходами (позже Ботвинник переехал на свою вторую и последнюю в Ленинграде квартиру — на улице Чайковского, 10).

С Невского проспекта повернем на площадь Искусств, к Большому залу Филармонии. Именно там, в храме Эвтерпы, в ноябре 1925 года поднаторевший в шахматах Миша Ботвинник сыграл свою первую настоящую серьезную партию — его противником был сам чемпион мира кубинец Хосе-Рауль Капабланка, который в Ленинграде дал сеанс одновременной игры. Кстати, в той же Филармонии Ботвинник выиграл в 1934 году турнир мастеров с участием голландца Макса Эйве, который через год завоевал мировую корону.
Теперь наш путь — на Мойку (не 12, но 21 — ощущаете магию цифр?). Вот дом, который тоже нужно выделить особо. Именно здесь Ботвинник в 1933-м и 1939-м выиграл всесоюзные турниры по шахматам. Представьте: аккурат посередине мостовой организаторы установили демонстрационную доску. Вокруг нее быстро собралась толпа. Люди прибывали. Всем желающим наблюдать за партией Ботвинника места не хватило. Пришлось милиции остановить потоки транспорта и на другой стороне набережной.

Можно заглянуть еще на Малую Морскую улицу, 14, где размещался клуб «Электротока» (там Ботвинник выступал в чемпионате Союза металлистов-1927/28), в бывший Дворец работников просвещения на Мойке, 94 (Михаил участвовал в чемпионате «Рабпроса»-1929), в ДК имени Горького на площади Стачек, 4 (в нем состоялся матч сборных клубов «Металлист» — «Строители», 1930 г.), и в Большой зал Консерватории на Театральной площади, 3 (в 1933 году Ботвинник сыграл там матч с гроссмейстером Сало Флором, и этот матч вошел в историю итоговым банкетом, на котором ленинградец танцевал вместе с Галиной Улановой, прокомментировав: «Надо же, как слабо пляшет эта балерина!»). Да много куда — перед войной турниры проводились зачастую в самых экзотических местах.

Остается вспомнить дорогие сердцу патриарха шахмат адреса — в квартире Яна Рохлина на 5-й линии Васильевского острова Ботвинник познакомился со своей будущей женой Гаянэ Анановой, а в доме
№ 37 по 2-му Муринскому проспекту жила его сестра Мария Моисеевна.


Как Ботвинник Капабланку обыграл
Родители Ботвинника не одобряли его увлечения шахматами. Его мама, по воспоминаниям гроссмейстера, оттаскивая сына от доски, приговаривала: «Ты что, хочешь стать вторым Капабланкой?» Но когда узнала, что как раз с кубинцем Мише придется сыграть, срочно купила ребенку новенькую косоворотку…
Именно в косоворотке и в круглых очках 20 ноября 1925 года Ботвинник подошел к дверям Филармонии. Там, как сообщила «Вечерняя Красная газета», «почти до потолка взгромоздились зрители, седые профессора и безусые вузовцы». И школьника пропускать в зал не собирались — стул перед доской, где должен был играть Ботвинник, заняли двое «второкатегорников», которые милостиво позволили Мише присесть на краешек…
«Вероятно, Капабланка не сразу понял, кто играет за этой доской, так как откуда-то сбоку высовывалась моя рука и совершался ход», — смеялся позже Ботвинник. Компаньоны досаждали ему советами, но Миша зажал уши, чтобы никого не слышать.
Читаем «Красную вечёрку» дальше: «Капабланка начинает в бешеном темпе. Всюду его белые пешки врезаются в расположение противника. Соперники напряженно думают… А чемпион скользит мимо и все 30 досок обходит за какие-то 8 — 10 минут». И только у одного столика, где против него сидел «худенький мальчик в очках», кубинец подолгу задерживался — фигуры юного противника теснили его со всех сторон.
— Молодец! Будет мастером, — сказал Капабланка и на 32-м ходу положил своего короля в знак капитуляции (сам Ботвинник, впрочем, утверждал, что чемпион мира,  не глядя на него, просто смахнул фигуры с доски и пошел дальше).
…Через два года в Москве, когда закончился чемпионат СССР, зрители с удивлением наблюдали, как раскрасневшийся юноша в очках улетел к потолку — такова была тогда традиция посвящения в мастера. Юношу звали Михаил Ботвинник.

Как Ботвинник дал первое интервью
Именно корреспондент «Вечерней Красной газеты» взял у Ботвинника — победителя Капабланки — первое в его жизни интервью. Михаил смущался. «По его словам, активная работа в школе, где он состоит в школьно-ученическом совете, не позволяет ему много заниматься шахматами. Тем не менее Миша основательно знаком с теорией и немало часов посвятил разбору партий и этюдов», — напечатал в газете автор заметки Е. Капланский.
Через восемь лет после этой беседы Капланский снова говорил с Ботвинником, теперь уже победителем VIII чемпионата СССР по шахматам, который состоялся в августе — сентябре 1933 года в Ленинграде. И выяснил, что «больше всего времени Ботвинник уделял шахматам 7 — 8 лет назад и меньше всего сейчас. Единственное исключение — месячный отпуск перед чемпионатом, когда он изучил новейшие заграничные шахматные журналы за последний год, перечитал книгу Алехина, разобрал партии будущих соперников. И конечно же, особое внимание уделил теории дебютов».
А причина недостатка времени на шахматы — опять же общественная нагрузка, комсомольское поручение: организация соцсоревнования и ударничества в Лаборатории высокого напряжения им. проф. Смурова, где вместе с аспирантом электромеханического факультета Ботвинником работали свыше ста человек…

Подготовили Владислав ПАНФИЛОВ, Борис ОСЬКИН
↑ Наверх