Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Родственников расстрелянных просят откликнуться

Герой Русско-японской войны Александр Рыков — первое достоверно установленное имя из тайного некрополя жертв Красного террора у стен Петропавловской крепости

— Это была целая детективная история, — рассказывает о проведенной экспертизе Вячеслав Попов, представитель Ленинградского областного бюро судмедэкспертизы. — Выявить ДНК, являющуюся носителем генной информации, нам помогли сохранившиеся в семье потомков Рыкова письма его дочери. Раньше ведь как марки наклеивали и письма запечатывали? Простым способом — провели языком. И это была счастливая минута, когда мы обнаружили следы слюны на оборотной стороне марок. Сопоставление генной информации из фрагмента найденной кости и из этого биологического  материала выдало совпадение на 99,3 %, а это очень высокая степень надежности результата!

— Мы приняли решение захоронить останки деда в семейной могиле на Новодевичьем кладбище. Там на одном из памятников уже есть его инициалы, такова была воля моей покойной мамы, — говорит внук офицера, петербуржец Николай Крылов.

 

Потомок офицера Рыкова Николай Крылов — у забора, скрывающего некрополь жертв террора. Фото: Аллы РЕПИНОЙ

В его семье знали о расстреле Александра Рыкова в 1918 году, но никогда не предполагали обнаружить могилу, а потому и выбили символические инициалы на кладбищенском надгробии. Теперь, в годовщину начала красного террора в Петрограде, Николай Николаевич стал одним из тех, кто принес цветы к Головкину бастиону Петропавловской крепости. Здесь, за серым строительным забором, находится раскоп, в котором обнаружены останки уже 112 человек.

 

Юлия Демиденко, заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга, напоминает историю этих страшных находок:
— Первые останки — четырех человек — были обнаружены в 1989 году в ходе земляных работ. В 2007 году — останки двух человек. Но самая трагическая находка пришлась на конец декабря 2009 года, когда была вскрыта могильная яма с останками шестнадцати человек. Это и стало толчком для начала поисковых работ.

Один скелет из 16 был женский, один — инвалида с ампутированной левой ногой. «Состав» могилы совпадал с напечатанным в «Петроградской правде» в декабре 1918 года расстрельным списком ЧК. Среди 16 человек значилась одна женщина, а также участник Русско-японской войны офицер Рыков, о котором было известно, что он потерял левую ногу при обороне Порт-Артура.

— Выйти на его потомков нам помог Митрофаниевский союз, — с признательностью говорит Юлия Борисовна. — А далее начались архивные поиски, дорогостоящая судебно-медицинская экспертиза.

— К нам привезли останки 16 человек в 22 коробках. Все косточки надо было очищать и дезинфицировать, а потом постепенно складывать в скелет. Само собой, у нас не было паспортов этих людей или каких-то документов. После длительных изысканий мы выяснили множество деталей, вплоть до того, из какого оружия они были застрелены, — вспоминает Вячеслав Попов и добавляет, что все это делалось «с протянутой рукой».

Государство до сих пор не соглашается финансировать поиск и исследование останков жертв террора. Работы ведутся силами и средствами расположенного на территории крепости музея, с помощью многочисленных добровольцев и за счет благотворительных пожертвований. Этим летом раскопки, увы, проводить было не на что.

— А ведь впереди еще три пятна по тысяче квадратных метров, — объясняет директор музея Александр Колякин масштаб предстоящих раскопок. — Мы попросили у Министерства культуры 14 миллионов рублей. Надо понимать, что всего один-единственный генетический анализ останков обходится в 25 тысяч рублей. Останки 112 человек найдены — всего одни идентифицированы! Нам надо ставить задачу по максимуму: установить жертв поименно.

Петербуржцев просят ознакомиться с первым из достоверно установленных списков жертв — не исключено, что вслед за потомками Рыкова останки из захоронения, обнаруженного в 2009 году, помогут идентифицировать и другие родственники расстрелянных. 

 

СПИСОК РАССТРЕЛЯННЫХ 13 декабря 1918 года в Петрограде

Ковалевский Владимир Павлович — военврач, санитарный инспектор Балтфлота.
Морозов Владимир Владимирович — курсант военного училища.
Де-Симон Анатолий Михайлович — род. в 1880 г., окончил Морской кадетский корпус в 1900 г.
Плен Павел Михайлович — род. в 1875 г., окончил Морской кадетский корпус в 1893 г.
Шульгина Вера Викторовна — окончила Смольный институт, владела кафе «Goutes» на углу Кирочной и Знаменской ул.
Бетулинский Юрий Андреевич — род. в 1888 г. Выпускник Французского дипломатического колледжа.
Веселкин Михаил Михайлович — род. в 1871 г. Был комендантом Севастопольской крепости.
Туманов Владимир Спиридонович — в 1918 г. ему было около 21 года. Князь.
Грабовский Александр Александрович — чернорабочий.
Соловьев Георгий Александрович — офицер.
Трифонов Иван Николаевич — выпускник математического факультета Петербургского университета.
Логин Степан Осипович.
Христик Иосиф Павлович.
Абрамсон Кальман Абрамович.
Смирнов Иван Александрович.

Алла РЕПИНА
↑ Наверх