Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Роль» идет на Московский фестиваль

А петербуржцы увидят новую картину Константина Лопушанского осенью

Больше года назад «Вечерний Петербург» рассказывал о запуске съемок фильма «Роль» петербургского режиссера, народного артиста России Константина Лопушанского. Сейчас черно-белый фильм о судьбе актера, встретившего среди ужасов Гражданской войны своего двойника, уже завершен и готовится к выходу на экраны. Мировая премьера ленты состоится 25 июня на Московском международном кинофестивале — фильм принимает участие в конкурсе фестиваля.

«Абсолютно уникальный фильм»

— Работа над фильмом закончилась совсем недавно, — рассказывает генеральный продюсер картины композитор Андрей Сигле. — У Константина Сергеевича очень высокие требования к изображению. А у нас оно — черно-белое, и с ним сложно работать: трудно добиться того изобразительного эффекта, который требуется. Поэтому доработка длилась до последнего времени. Такая тщательность — это некий перфекционизм, конечно. Но нам важно было довести картину до нужного состояния. Картину мы немного подсократили: теперь она длится чуть меньше двух часов. У нас осталась авторская версия, она чуть длиннее.

— Картина получилась чем-то в духе притчи или реалистическим историческим повествованием?
— Мне кажется, что это абсолютно реалистичное кино. Больше того, оно создано на реальной исторической основе. Может быть, именно такой истории и не было. Но начало XX века — время глубочайших потрясений и духовных вершин. И в театральной среде тогда появилось новое веяние: игру было решено вынести в реальную жизнь, за стены театра. Идеологом этого течения был Николай Евреинов. Собственно, картина об этом: о том, как актер сыграл жизнь другого человека. Это естественное продолжение идеи Евреинова.

— Когда вы впервые увидели фильм целиком, он вас чем-нибудь поразил? Или вы знали, что получится в результате?
— Я, как продюсер, делаю с Константином Сергеевичем уже четвертую ленту и знал, к чему быть готовым. И тем не менее, когда я увидел картину целиком, понял, что не зря потратил время и силы — это абсолютно уникальный фильм.

При этом я реалист и прекрасно понимаю, что сегодня это отнюдь не гарантирует большого проката.

— А кстати, когда картину увидит зритель?
— Думаю, что где-нибудь осенью. Петербургская премьера состоится в середине сентября.

«Хотелось приблизиться к старой кинохронике»

— Картина была действительно сложной: надо было полноценно погрузиться в эпоху, чтобы подробно ее показать, — говорит режиссер картины Константин Лопушанский. — Но, к счастью, над ней работал большой продюсерский коллектив. В съемках фильма было задействовано множество компаний.

— А в каких местах вы снимали?
— Сцены Гражданской войны мы снимали в Белоруссии. Еще мы работали в Выборге, а петербургские сцены, естественно, делали в Петербурге. Тут еще остается подходящая натура, хотя она, конечно, нуждается в доработке. К рынку возле Никольского собора мы привозили старые трамваи. Снимали и на Троицком мосту... Мне кажется, нам удалось показать заснеженный Петроград 1922 — 1923 годов. В фильме вообще очень важен образ метельного, промозглого города. Во многих воспоминаниях можно прочитать, как люди ощущали этот вселенский холод, который опустился на мир после кровавой бойни Гражданской войны.

Поэтому вместо какой-то мелодии в качестве лейттемы фильма мы создали «звукошумовую» партитуру, соединенную из звуков ветра и метели. При этом музыка в картине есть: лирическую интонацию, напоминающую об ушедшем времени, дают мелодии Андрея Сигле. А в финале звучит вальс Дебюсси. Это тоже одно из популярнейших произведений Серебряного века.

— Визуальная часть тоже требовала каких-то экспериментов?
— Образный ряд для нас, конечно, был очень важен. Мы с оператором Дмитрием Массом решили максимально погрузить картинку в ту эпоху. Черно-белый «кодак» высокого качества позволил приблизиться к старой кинохронике. Слава богу, традиции таких съемок у нас на «Ленфильме» огромные: они идут от нашего великого классика Алексея Германа.

— Как вы работали с Максимом Сухановым?
— Максиму пришлось сыграть три роли: во-первых, самого артиста, потом — красного командира, который пытался его расстрелять, и затем — ту роль, в которую артист перевоплощается, пытаясь проникнуть в мир этого человека, познать сущность трагедии, произошедшей в России. Трудная задача и очень трудные съемки. В Белоруссии снимали ночью, при тридцатиградусном морозе. Это было тяжело физически — не говоря о творческой сложности роли.

Но мы с самого начала выбрали Максима. У нас даже не было проб других актеров. Понятно было, что это его роль и никто лучше его это не сыграет. Вначале он появляется как человек Серебряного века, в пенсне, — почти Станиславский. А в конце становится почти платоновским персонажем. И все это в нем соединяется. На мой взгляд, он — удивительный актер нашего времени. Это счастье, что мы с ним сдружились.

Фото предоставлены пресс-службой «ProLine Film»

↑ Наверх