Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Нацбест» голосует за «Свободу»

В Петербурге в четырнадцатый раз вручили литературную премию. К сожалению, впервые — без ее идейного вдохновителя, безвременно ушедшего Виктора Топорова

Однако, как отметил нынешний ответственный секретарь премии Вадим Левенталь, основатель «Национального бестселлера» всё продумал так, чтобы его детище не зависело от воли отдельных людей из оргкомитета.

Решение, какая книга будет признана лучшей, зависит исключительно от членов малого жюри, которые каждый год разные. По свидетельству Вадима Левенталя, шесть книг шорт-листа этого года значительно оторвались от остальных конкурентов. Это говорит о высоком качестве лидеров. Понятно, что выбрать лучшую работу в нынешнем году было непросто.

Церемонию «Нацбеста» по традиции вел Артемий Троицкий.

Об этом говорил ведущий церемонии, известный журналист Артемий Троицкий, который тоже ознакомился со всеми шестью книгами и пришел к такому выводу.

Каждый из финалистов был достоин победы. «Печатная машина» Марата Басырова представляет собой сложенные в роман отдельные рассказы, которых более двадцати. Они — о жизни на грани. На грани самоубийства. Ведущий искренне удивился, как автора хватило на столь высокий накал страстей.

В прошлом году главной интригой была личность победителя, скрывавшегося под псевдонимом Фигль-Мигль. На сей раз писательница не скрывала своего лица и даже вошла в малое жюри «Нацбеста».

Сборником коротких повестей «Царь головы» был представлен в коротком списке один из самых известных писателей города на Неве Павел Крусанов. Троицкий имел смелость сравнить работу автора с петербургскими повестями Гоголя, правда, «без шагающего по улицам носа и записок сумасшедшего, но наводящими на определенные размышления». Согласитесь, и это немало для современной прозы. Другой, известный уже в масштабах страны, автор — Владимир Сорокин — претендовал на победу с книгой «Теллурия».

Одним из номинантов нынешнего года стал известный петербургский писатель Павел Крусанов.

Ведущий церемонии поделился, что «проглотил» произведение на одном дыхании, поскольку уверен: автор обладает даром Кассандры. Семь лет назад в романе «День опричника», воспринимавшемся тогда всеми как антиутопия, Сорокин каким-то невероятным образом предсказал возвращение Европы к Средневековью. В частности, там на улицы городов вышли люди в рыцарских доспехах. И что же мы видим сейчас на улицах Киева? Есть в этой книге, например, территориальное новообразование — независимая Уральская республика. Ничего вам не напоминает? Даже немного не по себе становится от подобных предсказаний. Быть может, зарубежным спецслужбам следовало бы внимательнее анализировать работы Сорокина — уж больно четко и реалистично отображают они картины будущего.

Известная телеведущая Татьяна Геворкян (и это мнение оказалось единственным в малом жюри) проголосовала за книгу Сергея Шаргунова «1993».

А вот другой автор — Сергей Шаргунов — наоборот, решил обратить свой взор в прошлое. Его роман называется «1993» и переносит нас в тот тревожный для России год. Но на страницах книги не нашлось места таким политическим фигурам того периода, как Ельцин, Руцкой, Хасбулатов, Бурбулис — писатель анализирует происходившие тогда события с позиций средней московской семьи.

Победительница «Нацбеста-2014» Ксения Букша не скрывала своей радости.

Троицкий поразился и глубочайшему проникновению в тему другого номинанта — Ксении Букша («Завод «Свобода»), поскольку главным героем этого производственного романа является не человек: «не передовой рабочий, не красный директор, даже не пьяная секретарша — а такой сложный организм, как производящий какие-то двигатели завод». Любопытно, что перед нами не произведение соцреализма, не пародия на производственный роман, а экспериментальная проза в чистом виде. «Это нечто абсолютно уникальное. Так о заводе не писал никто и никогда», — уверяет Троицкий.

Книга Владимира Шарова «Возвращение в Египет», выстроенная как роман в письмах, герой которого в прямом и переносном смысле прошел все этапы истории нашего государства — был репрессирован, после освобождения отправился в Казахстан, где примкнул к секте. В книге много философских рассуждений по поводу Библии, Ветхого Завета, Евангелия. В произведении Шарова Троицкий высоко оценил психологизм повествования. Более того, ведущий церемонии посчитал, что на страницах романа дан коллективный портрет российской интеллигенции.

Триумфатор первого «Нацбеста» Леонид Юзефович на этот раз выступал в роли почетного председателя жюри.

Как видим, выбор был невероятно разнообразным. После представления номинантов началось голосование. На «Национальном бестселлере» оно отличается от других премий. Прежде всего своей открытостью. Каждый из шести членов малого жюри со сцены публично объявляет, кто, по его мнению, достоин победы. Председатель жюри (в нынешнем году в этой роли выступил лауреат первого «Нацбеста» Леонид Юзефович) голосует лишь в том случае, если номинанты набирают равное количество голосов, и тогда его выбор становится решающим. Незадолго до того, как эксперты определили свои предпочтения, Леонид Абрамович высказался в том плане, что не хотел бы прибегать к своей эксклюзивной роли. Однако жизнь внесла свои коррективы. Две работы — «Теллурия» и «Завод «Свобода» — все-таки набрали одинаковое количество голосов, и председателю жюри пришлось определиться. И Юзефович сделал свой выбор. В пользу «Свободы».

В новой номинации «Нацбест-начало» для писателей моложе 35 лет победу праздновала Анна Старобинец за книгу «Икарова железа».

↑ Наверх