Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Романы Достоевского полифоничны

11 июля в 21.00 во внутреннем дворике Театра «Санктъ-Петербургъ опера» состоится показ сценической фантазии Юрия Александрова на музыку Юрия Буцко «Белые ночи Федора Достоевского»

Достоевский первый раз приехал в Петербург в 1837 году, в мае, в период белых ночей. Нереальное, мистическое ощущение от города стало для него трагическим и счастливым одновременно. Каждый год в День Достоевского готовится новая программа, и обязательно музыкальная, ведь Достоевский очень любил музыку, обладал прекрасным слухом. А в те годы, когда писались «Белые ночи», Достоевский посещал дорогостоящие концерты Листа и Берлиоза. Герои Достоевского часто беседуют о музыке, а о формах романов Федора Михайловича говорят, что они полифоничны. 


Российская премьера оперы Юрия Буцко «Белые ночи Федора Достоевского» состоялась в прошлом году, в День Достоевского. Над спектаклем работал энтузиаст своего дела художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ опера» Юрий Александров, в этом ему помогала старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Шварц. 

Премьера оперы Юрия Буцко «Белые ночи...» была посвящена 190-летию со дня рождения и 130-летию со дня смерти Достоевского, это первая сценическая версия произведения, созданного Юрием Марковичем еще в 1968 году. Юрий Буцко — профессор Московской консерватории, автор многочисленных академических сочинений: симфоний, опер, кантат, ораторий, духовной музыки, инструментальных концертов, камерных сочинений, произведений для органа, музыки к кино- и телефильмам, к легендарным спектаклям Театра на Таганке и Театра Сатиры. 

Камерная опера «Белые ночи...» была в свое время высоко оценена Шостаковичем и записана на радио дирижером Геннадием Рождественским, а позже поставлена в Дрезденском оперном театре знаменитым режиссером Гарри Купфером. 

11 июля показ спектакля состоится во внутреннем дворике Театра «Санктъ-Петербургъ опера». По словам Юрия Александрова, «театр уже не зазывает людей к себе, а сам идет к людям. Постановка не перегружена лишними декорациями и модными концептуальными усложнениями. Все просто и естественно для общения со зрителем, и эта манера давно выгодно отличает наш театр от других. В спектакле участвуют три персонажа: Настенька, Мечтатель и Автор (Достоевский). Чтобы избежать ненужных толков,  сразу обращаю внимание на то, что я создал не инсценировку сентиментального романа, а размышление по поводу прочтения «Белых ночей». Все действо, полное драматичных переживаний, диалогов и монологов, длится 55 минут. Музыкальная ткань партитуры напоминает в чем-то интонационный язык Прокофьева, Шостаковича и Берга. Состав оркестра внушительный — парный, с электронными и видовыми инструментами». 

↑ Наверх