Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Российское кино: выхода нет?

Режиссер, актер и директор телеканала оказались единодушны в оценке перспектив отечественного кинематографа

Тема круглого стола в «Балтинфо» была заявлена такая: «Будущее российского кинематографа: производство мейнстрима или уход в «параллельное кино»?» Выбор какой-то скорбный, как ни поверни, — но, очевидно, подразумевалось, что обязательно существует и третий путь, который так любит искать Россия.
Впрочем, как исходная аксиома было принято, что ныне российское кино в упадке: с этим никто не спорил. А собрались, чтобы обсудить судьбы отечественного кинематографа, режиссер Владимир Бортко, актер Александр Баширов, директор телеканала «100ТВ» Владимир Угрюмов.

Вот оно — тлетворное влияние Запада!
— Я занимаюсь своим делом, мне и этого хватает с головой. Раз вы говорите, что у нас кризис, — наверное, так и есть. Я плохо знаю, что происходит в отечественном кино, — начал Владимир Бортко, видимо, подражая сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю».

Но потом все-таки разговорился:
— Причин этого кризиса много. А главная — это 1991 год, снятие железного занавеса и пришествие капитализма в Россию. Ведь до этого мы жили в тепличных условиях! Делали кино, и люди его смотрели. Приток западных фильмов строго дозировался. Теперь занавеса нет, и наша публика, естественно, выбирает хорошо сделанное, до миллиметра выверенное, высокотехнологичное кино США. Что мы и видим на экране. Весь прокат американский! Вы спросите: где тлетворное влияние Запада? Вот оно!

Очень вредят делу, — объяснил Владимир Владимирович, — кинокритики, которые называют плохое кино хорошим, и наоборот. Как можно расхваливать фильм, если он никаких наград на Западе не получил и у нас его не смотрят? Кино должно быть хоть кем-то востребовано. А у нас оно себя не оправдывает. Сейчас у нас снимают фильмов пятьдесят в год. Знаете, почему мы их не видим? Не потому, что злые дяди не пускают их на экран. Просто их смотреть невозможно! В кинотеатрах появляется только 5 — 6 картин, из них себя окупают одна-две. Вот вам наш кинематограф.

Себя приводить в пример, конечно, нехорошо. Но я один из самых кассовых режиссеров этой страны, я люблю полные залы. Мой «Тарас Бульба» собрал 17 миллионов зрителей!

— Кинематограф за последние 20 лет разделился так. Часть обслуживает местных жлобов, часть — западных снобов, а часть примкнула к государственной пропаганде, — сказал Александр Баширов. — Это пошлость и низкопоклонство. Естественно, вся двадцатилетняя публика смотрит американские сказки и довольна. И в этом смысле перспектива ужасная. У нас нет главного: поколения нонконформистской молодежи. Тех, кто ищет в производстве актуального самопознания через реализацию визуальной атаки на жизнь!
Повисла тишина. Люди пытались осознать сказанное.

Где набрать Феллини?
Заодно поговорили и о проблемах телевидения. Правда, Владимир Бортко заверил журналистов, что это, в отличие от неокупаемого кинематографа, золотая жила, «сравнимая с наркоторговлей, проституцией и продажей оружия».

— Почему снимают сериалы в таком количестве? — спросил Бортко. — Потому что даже самый плохой сериал приносит прибыль.

И даже не так уж плохи люди, их делающие. Просто где набрать столько Феллини на каждый канал? Талантливых людей — ограниченное количество. А общий уровень падает.

— Действительно, к сожалению, наши сериалы — низкокачественные, — согласился Владимир Угрюмов. — Мы показали «Баязета», ужасного, на мой взгляд, «Ивана Грозного» — но это, как говорится, на безрыбье... В будущем году наша линейка будет строиться на основе британских сериалов типа «чисто английского убийства». Сам «100ТВ» не снимает сериалов, это могут себе позволить федеральные каналы.

Что касается фильмов, то, по словам г-на Угрюмова, канал ориентирован на кино советского периода. Собрать пакет нынешних кинолент не удается. Самые кассовые фильмы — «Брат» или «Особенности национальной охоты» — находятся в руках у федеральных телеканалов, остальные фильмы найти вообще невозможно. Попытки показа авторского кино — всегда провальные, рейтинги у них оказываются на нуле.

— Поэтому современное российское кино не находится в мейнстриме канала. Все-таки мы ориентируемся на широкую аудиторию, не на людей с тонким кинематографическим вкусом. Такова публика: она любит Сталлоне и Шварценеггера. Но Чака Норриса, по крайней мере, мы крутить не будем, — подчеркнул Владимир Угрюмов.
— Чем вам не угодил Чак Норрис? — поинтересовался Владимир Бортко.
— Мне очень нравится его мимика — как у рефрижератора стального цвета. У меня дома такой стоит.

Федор ДУБШАН
↑ Наверх