Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Россия достойна быть чем-то лучшим, чем карикатура на Америку!»

или Анатомия заблуждений относительно «американской мечты» от джазового гитариста

Валерий Белинов — легендарный джазовый гитарист, стоявший у истоков джаза и блюза в СССР, проживает сейчас в США. Впервые за прошедшие двенадцать лет он выступил с концертом в России в рамках фестиваля «Джазовая весна», развернувшегося на площадке Петербургского джаз-клуба JFC. За несколько часов до концерта корреспондент «Вечернего Петербурга» посетил репетицию его коллектива и в беседе с Валерием попытался выяснить, реально ли молодому и талантливому музыканту покорить Нью-Йорк, что представляет собой жизнь «музыкального эмигранта» и как бороться с процессом американизации России. 

Ребята! Не спешите уезжать! У нас и здесь много работы

— Логичен первый вопрос: что послужило причиной отъезда из России?
— Не стоит думать, что просто сорвался, бросив все… Нет. Я поехал в Штаты по приглашению Университета Калифорнии с курсом лекций. Грубо говоря, я занимался музыкально-преподавательской деятельностью. Аккумулировал опыт для того, чтобы, вернувшись, учить наших русских детей. 

— Недавно, беседуя с Гасаном Багировым, я услышал от него, что многие и многие музыканты стремятся уехать из России в Америку, руководствуясь тем, что джаз у нас не нужен, играть негде и не с кем, а ТАМ — для них есть работа и шансы на светлое музыкальное будущее. Правда ли все это?
— На самом деле в России играть есть с кем — талантливых музыкантов очень много, и молодых в том числе. И клубы есть отличные, кстати, получше вожделенных американских. Да, многие задумываются насчет отъезда. Но каждому из них я говорю: «Ребята! Не спешите уезжать! У нас и здесь много работы!» Дело в том, что в Штатах явный перебор с музыкантами, их очень много, и у всех — высокий уровень. И часто бывает так, что высокий уровень здесь оказывается средненьким там. Очутившись в США, русский исполнитель попадет в мясорубку конкуренции. И позиция у нашего героя — из разряда «не позавидуешь»: первым делом возникнет вопрос жизнеобеспечения, а это означает, что музыку придется оставить, ведь Нью-Йорк, в который все и стремятся попасть, — самый дорогой город, в который «за счастьем» приезжает куча артистов со всего мира, не говоря уже и о самой Америке.

— Доводилось ли вам встречать в Штатах наших русских «музыкальных эмигрантов»? Насколько сложно им приходится?
— Могу сказать, что в основном все, кого я встретил, пожив какое-то время в США, вернулись в Россию. Причин тому много, начиная с правил пребывания: продлить визу очень трудно, а останься сверхсрочно — будут проблемы с американским законом, который шутить не любит. Идти на какие-то ухищрения, «лишь бы остаться», — это превращение своего существования в ад, и оно не стоит того, ведь все имеют возможность прилично жить здесь, в России. Далее, большое значение имеет место, где вы собираетесь остановиться в Америке. Люди в некоторых американских деревнях живут хуже, чем на российской периферии, и все эти сказки о халяве и щедрых пособиях — миф, во всяком случае русского эмигранта они никак не касаются. Люди едут туда с мыслью: «Музыка — универсальный язык, меня поймут везде». Но это большое заблуждение! Таких «понятых» — единицы. Им просто повезло. Могу сказать, что даже в моем случае, когда все складывалось хорошо, возникло множество проблем. Если все их вспомнить, то можно написать книгу… Так что ТАМ нашим несладко.

Перспективы-то отсутствуют…

— Но все же многие молодые ребята грезят идеей «зарабатывать музыкой в Штатах», «чтобы все как в кино». Исходя из сказанного вами, прихожу к выводу, что такие идеи просто инфантильны…
— Именно так! Если вдруг подобное ударило в голову — нужно забыть на месте! Все фильмы, показывающие успех «трудолюбивого эмигранта», снимаются специально для привлечения дешевой рабочей силы, рабов, которые будут ишачить на кого-нибудь за копейки! И между прочим, в Америке суть и назначение такого «романтического кинематографа» всем понятны. Это специальная программа, об этом официально говорится везде и всюду, тайны внутри США из этого не делают. Странно, почему об этом неизвестно у нас… Если говорить о клубах, в которых музыкантам приходится играть, то картина не лучше, чем в Петербурге. Многие ноют, что у нас плохо и нет «условий для нормальной работы». А зря. В том же прославленном Нью-Йорке клубная система на очень низком уровне в плане обслуживания артистов, вплоть до того, что отсутствуют раздевалки «только для музыкантов». Заработать там раз в десять сложнее, чем здесь. Единственные, кто «живет лишь музыкой» в Нью-Йорке и чувствует себя при этом достаточно вольготно, — это студенты, существующие за счет сбережений родителей. Никто никогда не поверит, что, отыграв ночной концерт в «Большом яблоке», ты заработаешь всего пять долларов! Хотя это — правда. И сколько бы ночей подряд ты ни играл, это не принесет никакой популярности, это просто тусовка. Это «нормально», пока ты молод, но перспективы-то отсутствуют! Так что в контексте «поднять денег» — музицирование в Штатах безнадежно. 

— Сейчас задам дурацкий вопрос… В среде русских музыкантов принято поддерживать друг друга, делиться кровом и пищей только потому, что ты — «тоже музыкант». Считается, что это как раз американская традиция. Встречается ли подобное там в действительности?
— Это очередной миф! Притом из «волосатых» семидесятых. В США у каждого человека очень жестко определена зона личного пространства и личной информации, и точно так же жестко работает принцип самодостаточности, поэтому они в основном стараются без надобности лично с кем-либо не контактировать, общаясь по большей части через Интернет. Их общество очень структурировано, проникнуть в какой-либо круг общения крайне сложно. Поэтому надеяться на понимание — бессмысленно. В Нью-Йорке с этим немного проще, чем в остальных городах, туда стекаются студенты со всей страны, и если ты подходишь под «общие приметы» студиозуса, то есть шанс хоть с кем-то начать общаться. Людям же старших возрастов гораздо сложнее, они оказываются в вакууме. 

Нельзя прогибаться под навязанные стереотипы

— Вы уехали двенадцать лет назад. Вернувшись в Россию, ощущаете ли вы перемены, произошедшие за это время в людях, в культуре?
— Могу сказать, что произошла глобальная американизация. Приехав из США, я увидел много знакомого: реклама вдоль дорог, архитектура, отчасти — манера общения людей, одежда… Но, поскольку в Штатах все далеко не идеально, то, перенимая концепцию, мы «подхватили» и ее болезни. Имеет место явление, называемое учеными трансмутацией. Я не социолог и не могу давать профессиональную оценку всему происходящему. Но поскольку я занимаюсь музыкальным образованием, то, как педагог, позволю себе обрисовать картину в целом. США имеют большой пробел в детском образовании, в том, что мы называем средней школой. Если можно так выразиться, им присуще «дворовое» образование: «слушая радио, учусь играть на гитаре дома». А радио-то подчас сарафанное. И это во всех сферах жизни, во всех областях знаний. С таким багажом они идут в колледжи и так далее… Есть опасение, что и нас ждет нечто подобное. И если это так, то мы на пороге трагедии. Нужно, чтобы государство задумалось об этом. 

Но и сами родители не должны отступать, перекладывая ответственность за воспитание на школы: детям должно быть интересно общаться с родителями настолько, чтобы их не тянуло прятаться от них по кустам, чтобы выкурить сигарету, выпить вина или принять наркотик. У них должны возникать вопросы: «Мама, а кто были наши прабабушка и прадедушка?», «Какое у нас семейное древо?» Многие современные родители, следуя американской модели успешной жизни, углубляются в бизнес да карьерный рост, забывают про тех, кому дали жизнь и за кого в ответе, думая, что их дети сами что-то узнают: «школа их научит, в Интернете прочитают». Дети сами ничему хорошему не научатся. Поэтому им необходимо прививать хороший вкус, и пусть то будет джаз или опера, не важно — это культура, которая, увы, теряется под толщей искусственных полуфабрикатов вроде «шансонов» и убогих телешоу, апеллирующих к низменному, какому-то животному началу. Обретя культурный базис, бэкграунд, имея в душе искру прекрасного, ребенок сможет уже разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому, пока американизация в этой области не достигла пика, ее необходимо остановить, пересмотрев свое отношение к жизни: нельзя прогибаться под навязанные мечты и стереотипы. Всегда необходимо помнить, кто мы на самом деле и что наша страна достойна быть чем-то большим, чем карикатурным изображением Америки.

Фото предоставлено клубом JFC
↑ Наверх