Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Россия, мысленная Россия!..

До 29 ноября галерея «Матисс-клуб» приглашает на выставку живописи Татьяны Туличевой «Звучащий элемент»

Татьяну Туличеву причисляют к новому поколению «стерлиговцев» — последователей Владимира Стерлигова (1904 — 1973), ученика Малевича, сформулировавшего в 1960-е новый принцип пластического восприятия мира на основе криволинейной, по его определению — «чаше-купольной», схемы.

Она действительно училась у последователей Стерлигова, но лет пятнадцать уже ни к каким объединениям не примыкает и вместе со «стерлиговцами» не выставляется. Хотя общего в подходе, конечно, много (кому интересно, можно сравнить с проходящими одновременно на «Пушкинской 10» выставками правоверных «стерлиговцев» Михаила Цэруша и Ларисы Астрейн). Живопись Татьяны — более импульсивная, «земляная», и стерлиговской кривой она предпочитает прямую — линию горизонта: «Впечатления от этнического мифа, связанного с полем, а также от природного горизонтального ритма земли», — объясняет художница.

Название выставке дала фраза из статьи В. Кандинского «О духовном в искусстве»: «Звучащий элемент в гармонии форм должен основываться на принципе… прикосновения к человеческой душе». Кстати, именно для «стерлиговцев» весьма характерна попытка изобразить музыку. Несколько работ на выставке — из серии «Мнимые ландшафты», это воображаемый пейзаж, в котором каждый находит что-то свое, хотя при взгляде на картины вряд ли возникнут ассоциации с Азией или Африкой: это, при всей его кажущейся абстрактности, наш, родной пейзаж. Часть картин носят название «Ступа», в буддизме — культовое сооружение, обладающее магической силой добра. На вопрос, такая ли уж она правоверная буддистка, Татьяна ответила: «Ступы… медитация… мне кажется, это часть русской культуры. Медитативный взгляд, состояние взгляда ближе к созерцательности вглубь и вширь». Русские поля и восточные ступы, оказывается, в сознании художника неразрывно связаны: «Поле — это океан, способный породить фантомы. А ступы — фантомы русского поля…»

Неразрывны у Туличевой не только поля и ступы, но и форма и цвет. А поиски цвета напрямую связаны с теорией «расширенного смотрения» (сформулированной в 1910-е художником и мыслителем Михаилом Матюшиным), предполагающей несфокусированный взгляд, дающий возможность уловить природу цвета.

Впрочем, не надо думать, что Татьяне Туличевой чужда прямая фигуративность: на картине «Весна» изображены самые настоящие деревья, а между ними, в воздухе… какие-то ленточки красненькие… «Это рыбы полетели», — говорит художница с самым обыденным выражением лица.

↑ Наверх