Россия стала третьей
Чем запомнится чемпионат мира в Барселоне
В воскресенье в столице Каталонии завершился чемпионат мира по водным видам спорта. Российские пловцы, синхронисты и прыгуны в воду выступили весьма успешно — завоевали 19 медалей, из которых девять — золотые. Таким образом, Россия заняла третье место в медальном зачете, уступив США и Китаю. Впрочем, не только этим запомнится водный мундиаль-2013.
- «Чемпионат мира в Барселоне стал одним из лучших в истории», — подвел итоги грандиозного турнира президент Международной федерации плавания (FINA) доктор Хулио Сесар Маглионе. Сказано не без оснований — во всяком случае каталонцы очень потрудились для того, чтобы создать на стадионах в Олимпийском парке да и в самой столице региона настоящий праздник спорта.
Всего в рамках турнира разыграли 68 комплектов наград — больше всего в истории. Добавились соревнования в хай-дайвинге, а также и в командных прыжках в воду.
Мундиаль оказался к тому же самым массовым: в нем приняли участие 2293 атлета из 181 страны. - У испанцев, заслуживших этот праздник, имелись свои поводы для гордости: прежде всего женская сборная страны по водному поло. Команда, никогда не добиравшаяся на чемпионатах мира даже до медалей, выиграла золото.
В барах до сих пор прокручивают запись решающей встречи с австралийками — матч в прямой трансляции смотрели 1 миллион 200 тысяч человек, то есть 10,1% от всей аудитории. - И наконец, чемпионат войдет в историю тем, что на нем американская пловчиха Мелисса Франклин установила мировой рекорд — завоевала сразу 6 медалей высшей пробы.
Франклин, кстати, отказалась от сравнений с легендарным Майклом Фелпсом. «Я не Майкл, я Мисси, — гордо выпалила девушка на заключительной пресс-конференции. — Потому что я своих успехов добиваюсь среди женщин, чем горда».
Сам Фелпс впервые был на этом мундиале в скромном качестве туриста, не участника. - Российские спортсмены удержались на третьей позиции в неофициальном командном зачете, выловив в бассейнах 19 наград: 9 золотых, 6 серебряных и 4 бронзовые. Минус, если сравнивать с чемпионатом шестилетней давности в Мельбурне, где мы заняли второе место. Плюс, если учесть, что в плавании — ключевом виде программы — мы добились лучших показателей с чемпионата в Барселоне-2003.
Удивили пловцы. Во-первых, Юлия Ефимова завоевала сразу 5 медалей, из которых золотыми оказались две — на 200-метровке брассом (отметим: это первая российская награда высшей пробы в плавательных олимпийских видах, а последнюю аналогичную награду мы завоевали в Барселоне ровно десять лет назад, и сделал это Александр Попов) и на 50-метровке брассом, установив попутно мировой рекорд.
Во-вторых, Владимир Морозов на 50-метровке вольным стилем вырвал серебро, побив рекорд России (21,47).
Не «уплыли» награды и от триумфально выступивших в Барселоне российских синхронисток, которые добыли весь комплект медалей высшей пробы — семь золотых из семи возможных, повторив тем самым свое достижение двухлетней давности на мундиале в Шанхае.
Последняя медаль привиделась еще во сне
Питерский судебный пристав Вероника Попова завоевала бронзу в комбинированной эстафете
Последнюю для Питера награду на чемпионате мира в Барселоне — бронзовую — завоевала Вероника Попова. Так уж получилось, что и номинация турнира это была заключительная: женская комбинированная эстафета 4 по 100 метров.
Наш квартет, в котором кроме Вероники также стартовали Дарья Устинова (спина), Юлия Ефимова (брасс) и Светлана Чимрова (баттерфляй), финишировал третьим с результатом 3 минуты 56,47 секунды. Золото добыли американки (3.53,23), серебро — австралийки (3.55,22).
Прежде никогда российские спортсмены на чемпионатах мира в этой комбинированной эстафете не брали наград. И эта, первая, Поповой накануне приснилась. Ей вообще часто снится нечто вещее.
— Да, мне приснился вещий сон — что мы стали третьими, — взволнованно рассказывала Вероника. — Я увидела, как мы боролись за медаль, как я коснулась тумбочки, как посмотрела на табло и наша команда финишировала с бронзой. Так и случилось наяву. И это происходит часто — сны сбываются на 99,9 процента. И не только мне. Маме моей приснилось, что я не попала в финал на 200-метровке. Это у нас семейное.
Утром, в день полуфинала, Вероника волновалась, что российская команда может вовсе не попасть в решающий заплыв. Вместо Ефимовой наставники рискнули выставить 15-летнюю Анну Белоусову. Наши, можно сказать, пошли ва-банк. Но выиграли — «на флажке», с восьмой позиции, квалифицировались в финал. А там американки сразу взяли быка за рога — ушли в отрыв. Ефимова на втором этапе вывела своих партнерш на вторую позицию, но ненадолго.
Оставалось сражаться за бронзу. И Вероника ринулась в бассейн!
— Я ничего не видела, просто плыла и понимала, что за мной — вся страна, в которой за меня болеют. Нам очень важно было быть в призах, и это получилось, — радовалась Попова. — Да, я поставила жирную точку. Нет, восклицательный знак! Теперь хочу домой, хочу, чтобы родные прижали меня к груди, сказали: «Вероника, молодец, ты успешно закончила год».
«Да разве это страх? Моя мама гораздо опасней»
Знакомьтесь с героями нового вида спорта
Впервые на чемпионатах мира разыграли медали в хай-дайвинге — супервысотных прыжках в воду. Только представьте себе: атлеты взбираются на специально возведенную платформу, по которой они делают ни много ни мало аж 200 шагов. И затем сигают вниз, летя со скоростью 90 — 100 километров в час.
Зачем? Ведь как призналась корреспонденту «ВП» первая в истории чемпионка мира по хай-дайвингу американка Сесилия Карлтон, когда она не прыгает, то даже не живет.
Хай-дайвинг, безусловно, разукрасил нынешний чемпионат. В кулуарах мундиаля признавались: на трибунах возле порта побывали все без исключения чиновники Международной федерации плавания (FINA) и все свободные от стартов в эти дни атлеты и их тренеры.
— Возможно, FINA и считается организацией консервативной, но ее руководители прекрасно понимают, что необходимо делать ради продвижения водных видов спорта в мире, — объяснил это решение король плавания шестикратный олимпийский чемпион Александр Попов. — Это завораживающее, захватывающее зрелище. Не исключено, хай-дайвинг попадет и в олимпийскую программу: всего-то два «лишних» комплекта медалей.
Угадали устроители чемпионата и с выбором места для соревнований — на Моле-де-ла-Фуста, возле стоящих в порту на «приколе» исторических бригантин и канатной дороги. Шесть спортсменок прыгали с 20-метровой высоты, 14 мужчин — с 27-метровой. При этом умудрялись делать по два оборота сальто, иногда даже с винтами, иногда начав толчок со стойки на руках. Только входили в воду ногами, а не головой. Если сложность первой комбинации была ограничена, то уже во второй считалась произвольной. У представителей сильного пола оставалась еще пятая попытка, где допускались вообще любые фокусы.
А внизу тем временем дежурили трое аквалангистов в черных гидрокостюмах — не дай бог кто утонет…
Выступали в турнире исключительно профессионалы, получающие за прыжки большие гонорары. По словам Артема Сильченко, единственного представителя нашей страны, если бы организаторы чемпионата не предусмотрели кроме медалей внушительного призового фонда, никто в Барселону не приехал бы: ибо «ни один здравомыслящий человек бесплатно на 27-метровую вышку не полезет».
Многим из них просто наскучили монотонные прыжки в бассейн — как, например, лидеру мужской профессиональной серии Орландо Дюку из Колумбии или немке Анне Бадер, в прошлом гимнастке, «высвободившей адреналин» на Ямайке, где ей четыре года назад впервые предложили прыгнуть со скалы. И почти все из них поддерживают форму, участвуя в различных шоу.
Например, серебряный призер у женщин 38-летняя «бабушка американского хай-дайвинга» Дженнифер Хюбер работает в калифорнийском аквапарке, в Сан-Диего, где участвует в шоу. Прежде наибольшей высотой, с которой она прыгала, были 22 фута (6,71 м. — Ред.). «Пришлось добавить еще 65 футов — мелочь», — смеется Дженнифер. А чемпионка Сесилия Карлтон из США задействована в перформансе «Город, где сбываются мечты» в Макао. Большую степень риска обе отрицают.
— Да разве хай-дайвинг страшен? Вот в детстве, помню, моя мама была для меня действительно опасной: контролировала каждый шаг, и бегать от нее было рискованным занятием, — призналась Сесилия. — А здесь риск если и присутствует, то контролируемый. Я убеждаю себя: «У меня все под контролем», и когда прыгаю быстро, не глядя вниз с платформы, то это обычно срабатывает.
Впрочем, большинство атлетов признаются: они не посоветуют другим идти за ними на платформу.
— У нас в каждый сезон заходишь как в последний: никогда не знаешь, чем закончится, — вздыхает Артем Сильченко. — Не секрет, что хай-дайвинг — достаточно травмоопасное занятие. Я тут отбил себе немного пятую точку, но терпимо. Риск осознанный, я знал, куда иду. Можно уговорить человека залезть на трехметровый трамплин, ну пусть даже на вышку. Но стать хай-дайвером он должен сам захотеть. Это слишком опасно!
Кроме Сильченко, в нашей стране нет пока хай-дайверов. Да и бассейнов, где они могли бы заниматься. Артем, к примеру, выступает в шоу, но к его услугам лишь 10-метровая вышка, на которой чемпионские комбинации изобретать сложно. В Барселоне Артем занял лишь 6-е место.
Призеры чемпионата мира по хай-дайвингу
Женщины:
- Сесилия Карлтон (США);
- Дженнифер Хюбер (США);
- Анна Бадер (Германия).
Мужчины:
- Орландо Дюк (Колумбия);
- Гэри Хант (Англия);
- Джонатан Паредес (Мексика).