Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

«Русские стяжали право быть непобедимыми»

В этом году Россия отмечает 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года

Череду юбилейных торжеств завершает выставка молодой художницы Анастасии Николаевой-Берг «День вековечной славы», которая будет открыта в Союзе художников до 9 декабря.

Анастасия Николаева-Берг работала над циклом, посвященным Бородинскому сражению, три года


Наши войска под предводительством императора Александра Первого не только отстояли собственную страну, но и освободили Европу. Даже Наполеон не мог не отдать русским воинам дань уважения: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Много ли людей сейчас помнит об этом? Да, в школах на уроках литературы «проходят» «Войну и мир» Толстого. Образ милого чудака Пьера Безухова, которого война заставляет расстаться с прекраснодушием и поклонением Наполеону, «высокое небо Аустерлица», грозное и сияющее, в которое смотрел Андрей Болконский, Платон Каратаев, «дубина народной войны», гибель юного романтика Пети Ростова… Но надолго ли задерживаются эти знания в памяти?

Молодая художница Анастасия Николаева-Берг, открывшая свою выставку «День вековечной славы» в Союзе художников, посвященную 200-летию Бородинского сражения, считает, что напомнить публике об этой славной странице российской истории будет нелишним.

Над картинами, представленными на выставке, Анастасия работала три года.

— Как у вас возник замысел этого грандиозного проекта?
— Три года назад я совершенно случайно оказалась под Можайском на празднике реконструкции, посвященном Бородинскому сражению. Это было потрясающее зрелище! Я познакомилась там со многими очень интересными людьми, увлеченными российской историей, втянулась в эту атмосферу, которая не показалась мне ни театральной, ни выдуманной. Не понимаю, почему некоторые историки полагают, что реконструкции сражений — это всего лишь театр и в них нет ни грана правды. Костюмы, в которые были одеты участники праздника, часто не просто копии исторических, а подлинники, которые выискивают на антикварных аукционах и блошиных рынках Европы. Например, девушка, которую все называют «пани Ирена», меняла старинные наряды едва ли не каждый день. Она изображена у меня на картине, которую вы можете видеть на выставке. Я приезжала туда еще несколько раз. Под Можайском я сделала множество набросков с натуры. А картины уже писала в мастерской.

— Вы делали этот проект по заказу какого-нибудь музея или для себя?
— Для себя, мне было очень интересно, я хотела бы, чтобы это понравилось зрителям и подвигло молодых художников на творческие поездки.

— Недавно я была в Русском музее на выставке классика советской живописи Дмитрия Жилинского. Он с ностальгией вспоминал о том, как советское государство финансировало творческие командировки молодых художников, в том числе и заграничные. Сейчас этого нет?
— Частично есть, но редко. Но знаете, когда я писала эти картины, читала исторические материалы по поводу 

100-летнего юбилея Бородинской битвы, отмечавшегося еще во времена императорской России. Так вот— художник Франц Рубо сделал свою ныне столь знаменитую «Бородинскую панораму» на свои деньги. Ему даже пришлось продать коллекцию уникальных картин, которую он собирал всю жизнь. Закончив, он представил свою работу Николаю Второму. Императору все очень понравилось, но панорама так и не была пристроена и пролежала в подвале много лет.

↑ Наверх