Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 января 2025

В Летний сад беги, народ!

Возможно, с 1 июня турникеты будут пропускать посетителей за деньги.

Вход в Летний сад с 1 июня может стать платным. Об этом корреспонденту «ВП» сообщили в экскурсионном отделе музея «Летний сад и Летний дворец Петра I». Конкретную сумму, в которую обойдутся билеты, здесь назвать затруднились.  

В пресс-службе Русского музея новость сначала подтвердили, но позже уточнили: вопрос обсуждается.

Как говорится, если на стене висит ружье, оно должно выстрелить. Если после реконструкции на входе в Летний сад поставили турникеты, значит, администрация музея решила брать деньги за его посещение. Кстати, когда это произошло, администрация Русского музея уверяла, что это сделано для учета количества посетителей. Теперь правда открылась.

Хотя информация еще не окончательная, «Вечерний Петербург» все-таки спросил известных петербуржцев, как они относятся к введению платы за посещение Летнего сада. 

Мы спросили у известных петербуржцев: правильно ли это?

Пушкин за вход не платил, и Онегин не платил

Александр ЛАСКИН, доктор культурологии, член Союза российских писателей:
— Как известно, гувернер водил Евгения Онегина в Летний сад. Представляю их обоих в тот момент, когда они покупают на входе билет. Гувернер показывает пенсионное удостоверение, а с Евгения в связи с юным возрастом берут половину суммы. Согласитесь, что-то в этой картинке не то. Вот вам и ответ на вопрос, надо ли платить за посещение Летнего сада. Если мы уважаем свое прошлое, то не надо, а если не уважаем, то тогда можно совершенно все. 

Алексей МИШИН, заслуженный тренер СССР по фигурному катанию:

— Считаю, Летний сад должен быть бесплатным и принадлежать каждому человеку. Евгений Онегин за вход в Летний сад не платил. И Александр Сергеевич Пушкин за вход не платил. Я-то могу заплатить, но почему наш Летний сад должен быть только для тех, кто может заплатить?

Сегодня в Летний сад народ валит толпой...

Александр МЕДВЕДЕВ, член Союза художников России, член Союза писателей России, старший преподаватель кафедры дизайна факультета искусств СПбГУ:

— Уже несколько лет я не могу пользоваться своим членским билетом Союза художников (я там с 1988 года), чтобы посещать все музеи и парки Петербурга бесплатно, как это было раньше. А ведь нормальный художник всю жизнь учится, и парки — это удивительные произведения искусства. Мало того что там сезонная «смена декораций», сводящая с ума художников сочетанием цветов, дразнящей игрой светотени и тому подобными чудесами, там совершенно другое пространство — парки в этом смысле воплощенные машины времени, в которых гидом — фантазия. Я думаю, не только у художников такие ощущения. Парки требуют ухода. В парках нередки случаи вандализма. Все это так. Хотя бы поэтому они нуждаются в приличном финансировании. Но разве только за счет платного входа и лишения льгот художников проблема решится? Нет, мне так не кажется. Наверняка есть и другие решения. Впрочем... Я готов потерпеть и платный вход, если не буду видеть людей, взгромоздившихся на спинки скамеек, я потерплю, если не увижу донельзя опростившихся граждан, взбирающихся на парковую скульп­туру, чтобы «фоткать» свои довольные физиономии. Но дело, помоему, в другом. Никакая плата за культуру (парки, музеи) не сделает людей культурными. Поэтому разумное, на первый взгляд, решение — сделать платным вход в тот же Летний сад — мне кажется подозрительно знакомым действием, которое в советское время называли бюрократизмом, очковтирательством.

...а если он станет платным, сразу опустеет.

Душа от этого пропадает!

Эдита ПЬЕХА, народная артистка СССР:
— Я очень люблю Летний сад и считаю неправильным делать платный вход. Неправильно зарабатывать деньги на том, что должно быть доступно для всех. Есть же деньги, которые выделяет государство на содержание Летнего сада, зачем же еще зарабатывать на желающих посетить это замечательное место? Плохо, что у нас стало все на продажу!

Василий ГЕРЕЛЛО, народный артист России:
— Думаю, что в Летний сад не нужен платный вход. Зачем? Вы видите, что происходит: сейчас все становится платным, даже в гости идешь и платишь — кошмар какойто, душа от этого пропадает. Считаю, что такие парки должны быть доступны, все должно быть для народа. Если бы от меня зависело, то я бы вообще вход в парки, музеи сделал бесплатным. К сожалению, я лично не часто бываю в Летнем саду — всего раз в три года (гастрольный график мешает бывать чаще), и, конечно, мог бы заплатить за вход три рубля. Но со всех остальных, кто привык бывать там каждый день или гулять по выходным, не нужно брать деньги.

Игорь СПАССКИЙ, Герой Социалистического Труда, академик:
— Сам по себе такой факт — не очень хороший, потому что Летний сад — это историческая и архитектурная жемчужина, достояние нашего народа. Но, учитывая, что культура петербуржцев падает, можно понять и тех, кто за бесплатный вход, и тех, кто пытается ввести плату за вход. Хотя я лично не сторонник взимания платы за вход в Летний сад — иначе завтра все парки последуют его примеру и будут брать деньги с людей за то, что они туда приходят отдохнуть. 

Я понимаю руководство Русского музея — у них много затрат, потому что много филиалов и нужно поддерживать сохранность культурного наследия. Надо придумывать более гибкие формы, которые позволили бы компенсировать затраты. Если уж подругому нельзя, то, например, можно взимать плату за фотографию на историческом месте и т. д. Но платный вход не решит все проблемы, главным остается — поднять культуру народа.

Искусство должно принадлежать народу..

Есть вещи, которые бесценны

Татьяна ЮРЬЕВА, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ:
— Я отношусь к этому плохо. Дело не в том даже, что мы не в состоянии заплатить (хотя есть в Петербурге немало людей,  которых даже небольшая плата лишит возможности гулять в Летнем саду). Важнее другое: есть вещи, которые бесценны. Например, отдых людей, приятное времяпрепровождение, возможность любоваться тем, что оставили нам наши предки.

Русский музей — очень значимая организация. Можно посоветовать ему обратиться к попечительскому совету, к своим спонсорам, которые взяли бы на себя содержание Летнего сада.

Геннадий ОРЛОВ, телекомментатор:
— Я не считаю, что это плохо. Конечно, когда Пушкина водили в Летний сад (он «привел» туда Онегина), тогда, наверное, денег не брали. Но сейчас другие времена — там же могут быть толпы народа, которые надо регулировать. Ведь у нас теперь большой наплыв туристов. Летний сад — не просто парк, а туристический объект. А когда люди приходят кудато бесплатно, больше вероятности, что среди них окажутся вандалы, которые будут разбивать скульптуры (такое случалось уже неоднократно). А если за вход будут взиматься небольшие деньги, вандалы туда почти наверняка не придут.

Яков ГОРДИН, историк, литератор:
— Я отношусь к этому отрицательно. Это городской общественный сад, а не частное владение. Почему за вход в него надо брать деньги — непонятно.

Платный вход никак не воспрепятствует вандалам. Ради удовольствия что-нибудь сломать они заплатят эти несколько рублей. И потом, они могут проникать в Летний сад и другими путями. Так что эта мера абсолютно неэффективна.

А нормальные люди, мамы с детьми, которые привыкли гулять там, пострадают. И потом, это просто некорректно. Есть ведь некие традиции. Даже Пушкин ничего не платил, когда ходил в Летний сад в халате, чтобы там посидеть. А тогда нравы были более суровые.

Говорят, что это музей. Но слепки статуй вряд ли делают Летний сад музеем. Есть масса мест, где стоят изваяния. Тогда уж за приближение к ним тоже надо брать деньги. Любуешься львами — плати, люди ведь старались, ваяли... Нет, это как-то все несерьезно.

Вера БИРОН, заместитель директора Музея Достоевского по науке:
— Я понимаю, что сотрудникам сада приходится тяжело. Но считаю, что Летний сад должен быть для всех. Мы ведь стремимся быть культурной столицей? Во всех европейских городах сады открываются для публики, а не закрываются. По-моему, такое даже невозможно представить. Я категорически против. А проблему вандалов можно решить как-то подругому — усилить охрану в саду, например.

Андрей СИГЛЕ, продюсер, композитор:
— Знаете, на самом деле хорошо, когда все бесплатно. И даже в Париже есть что-то бесплатное. Но с другой стороны, я знаю, сколько стоила реконструкция Летнего сада, и мы прекрасно понимаем, что на сегодня объекты культуры имеют далеко не шикарное финансирование, особенно эксплуатационное. И если правительство не может справиться с этой задачей, то наша прямая обязанность, как горожан и граждан, — поддерживать и помогать сохранять такие объекты. 

Хотя в нашей стране уже стало традицией перекладывать на плечи людей тяготы содержания не только их домов, но и объектов культуры. Правда если и мы этого делать не будем, то с наследием своим сможем просто попрощаться. 

...а зеленые насаждения — тем более

В Летний сад больше не пойду

Дмитрий ШАГИН, художник:
— Я теперь в Летний сад и бесплатно не пойду, потому что его просто испортили. Но я считаю, что то, что случилось, — из разряда невероятного. Летний сад всегда был моим любимым местом в городе, самым романтичным, и мало того что там теперь один новодел, так еще и вход платный. И то, что он стал платным, — это весьма последовательное событие: от горожан потихоньку «отрезают» те места, куда можно ходить обычным простым людям. Скоро, наверное, и по центру города прогулка станет стоить денег. Особенно «приятно», что решили они его платным сделать к празднику города, поздравили нас, так сказать. Вообще все это на грани абсурда. 

Георгий ШТИЛЬ, советский и российский актер театра и кино, народный артист РФ:
— Еще одну крупицу нашей истории хотят похоронить. Мне крайне стыдно за нашу державу, за наши власти, то, что они делают, — это плевок в душу нашего народа и удар по культуре города. Наверное, кто-то туда и будет ходить, те же туристы, приезжие, просто поглазеть. А для ленинградцев это просто позор и оскорбление. Не думал, что доживу до того момента, когда наш город будет столь откровенно унижен в глазах всего мира. 

А я не верю!

Рудольф ФУРМАНОВ:
— Я могу сказать, что наша страна погибнет от слухов! Я, как советник губернатора по культуре, такой информацией не располагаю, слышу это в первый раз. У нас постоянно у кого-то что-то отбирают, хотят продать, все обвиняют друг друга в чем-то, взять хотя бы историю с помещением Института истории искусств, которое якобы собирались отнять. Приезжает замминистра, приезжает сам Мединский, собираются у меня в театре, и выясняется, что они слышат все это в первый раз! Для нашей страны слухи губительны, они нас разрушают! Поэтому я заявляю: не верю!

 

↑ Наверх