Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Русское «хинское письмо»

До 4 сентября в Арапском зале Зимнего дворца — выставка «Русские художественные лаки XVIII — XX веков».

 

До 4 сентября в Арапском зале Зимнего дворца — выставка «Русские художественные лаки XVIII — XX веков».

Произведения мастеров Федоскина, Палеха, Жостова принадлежат к самым распространенным русским сувенирам, уступая в популярности, пожалуй, только матрешкам. Но как матрешка на самом деле совсем не русская народная — форма взята японская, «содержание» придумано художником Малютиным в конце XIX века, — так и «корни» лаковой росписи следует искать на Востоке — в Китае. Китайские лаки попали на Русь через Европу еще при царе Алексее Михайловиче — тогда в Европу впервые (и как оказалось — навсегда) пришла мода на дальневосточные редкости. Во Франции даже специальное слово для этого стиля придумали — «шинуазри» («китайщина»). Русские мастера тоже стали создавать декоративные росписи «хинским письмом», то есть в восточном стиле. «Экспортное искусство всегда существовало, и порой трудно определить, выполнена вещь XVIII века в Китае для Европы или же это Россия «а-ля Китай», — объясняет один из кураторов выставки старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Мария Косарева. — В России никогда не было задачи копировать Китай, и даже изделия, на которых изображены сценки из китайской жизни, имеют русские черты — в этом вся прелесть. У нас было искушение назвать выставку «Между Востоком и Западом», но мы подумали, что тогда был бы акцент на вторичности этого искусства, но оно, будучи заимствованным, приобрело в России свое лицо и даже стало промысловым». 

Прославленные мастера лаковой росписи трудились и в Петербурге, и в Москве. Поначалу они создавали предметы роскоши, которые простому люду были не по карману, но с конца XVIII века появились предприятия по производству лаковых изделий из папье-маше и жести, рассчитанных и на массового потребителя. Самыми известными были подмосковные фабрики — Лукутиных, из которой возник знаменитый федоскинский промысел, и Вишняковых в Жостове. Развито было лаковое производство и на Урале, где известный промышленник Николай Демидов открыл специальную художественную школу: сюда приглашались выпускники Академии художеств, а самых способных учеников отправляли учиться в Италию. 

В 1920 — 1930-е перенимать опыт у мастеров лаковой миниатюры были вынуждены иконописцы Палеха, Холуя, Мстеры. В каждом из этих мест выработался характерный колорит, появились излюбленные сюжеты. Разумеется, в 1990-е религиозные сюжеты в лаковую роспись вернулись, но и те, которые мы успели полюбить, — русская тройка, девушка с коромыслом, иллюстрации к классическим произведениям русской литературы — тоже остались.

 

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх