Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 января 2025

С Ливией разобрались. Кто следующий?

Северо-африканский сценарий может быть перенесен и на Сирию

Последние события в Ливии нарастали с лавинной быстротой — повстанцами был взят город Сирт, последний оплот Муамара Каддафи, а сам полковник, более 40 лет стоявший у власти, был выслежен по звонкам со спутникового телефона, а затем убит. Теперь израненное тело бывшего ливийского лидера выставлено в торговом центре в Мисурате — оно служит фоном, на котором фотографируются повстанцы, и когда его похоронят, как того требуют родственники, — большой вопрос: есть версия, что тело Каддафи могут бросить в море, как до этого сделали с бен Ладеном, чтобы его могила не стала местом паломничества.

Каддафи стал жертвой «демократической» агрессии Запада. Фото: Итар-ТАСС

Пока временное правительство Ливии празднует победу, в НАТО поговаривают о завершении военной операции. «Я горжусь достигнутыми результатами. Мы предотвратили массовые убийства и спасли бесчисленное количество жизней. Мы приняли предварительное решение завершить операцию «Объединенный защитник» к 31 октября», — признался генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, но тут же спохватился и отметил, что решение о ее окончании будет принято после консультаций с ООН и представителями переходного национального совета Ливии (ПНС). А глава ливийского руководства Махмуд Джибриль сообщил, что в ближайшие восемь месяцев в стране должны состояться выборы в парламент страны — Национальный конгресс, который примет конституцию и сформирует правительство.

Однако госдепартамент США пытается сохранить лицо и настаивает на расследовании обстоятельств смерти полковника «в открытой и прозрачной манере», а Россия в свою очередь настаивает на отмене бесполетной зоны, установленной над Ливией еще в марте, и на том, чтобы переносные зенитно-ракетные комплексы со складов Каддафи не попали в руки террористов.
Как же в дальнейшем будут складываться отношения России и Ливии? Об этом рассуждает политолог Валерий Островский.

— Валерий Петрович, как вы считаете, со смертью Каддафи настанет конец гражданской войне или же ливийский народ продолжит сопротивление?
— Гражданская война в Ливии в каких-то формах, безусловно, будет продолжаться, но мощное давление Запада, очевидно, скажется на том, что нынешнее переходное правительство удержится. Однако сам состав этого правительства никакого доверия не внушает. Дело в том, что среди его влиятельных членов — видные деятели «Аль-Каиды», не скрывающие своей принадлежности к этой организации, в том числе и те, кто в свое время принимал участие в сборе денег, переброске финансов и боевиков в Россию — на Северный Кавказ. Так что нам к этому переходному правительству надо относиться чрезвычайно осторожно. Меня, честно сказать, больше всего удивляет открытая радость по поводу неправосудного убийства лауреата Нобелевской премии мира господина Обамы. Сейчас Америка займется прежде всего Сирией. И Сирия, на мой взгляд, становится ключевой точкой в распространении американских интересов…

— То есть ливийский сценарий будет применен и в Сирии?
— Возможно. Запад на этом давно настаивает, тем более что сирийская оппозиция еще хуже ливийской — она не просто убивает десятки людей, а рубит их на части так, что опознать невозможно… Солдаты сирийской армии, которые лежат по госпиталям, ранены в основном в голову, и те, кто похоронен, — тоже, а это значит, что действуют хорошо подготовленные боевики-снайперы. И в этом смысле позиция России будет играть решающую роль. Я бы не пропустил мимо ушей заявление соперника Обамы — экс-кандидата в президенты дедушки Маккейна, который сказал, что вот теперь пусть плохо спят Башар Асад и Владимир Путин. А это значит, что Америка намерена заняться вначале Сирией, а потом Россией, то есть теми силами, которые мешают существовать некоторым американским политическим деятелям. Поэтому нам надо быть начеку.

— Западные СМИ демонизировали Муамара Каддафи, как раньше — президента Ирака Саддама Хусейна… Следующий — Башар Асад?
— Или одновременно с ним — Владимир Путин, ведь Маккейн высказался вполне недвусмысленно…

— И как можно придраться к российскому премьеру?
— Запустят огромные пропагандистские машины, пропагандистские центры и т. д., да все что угодно! Будут показывать демонстрации, как в Сирии, на которые выходит 500 человек, но говорится, что демонстрантов — 500 тысяч… Но, думаю, это не помешает Владимиру Путину участвовать в президентских выборах — все-таки у нас есть атомное оружие.

— Насчет пропагандистских машин все точно: против Ливии была развернута настоящая информационная война. Западные СМИ что только ни говорили — и что полковник ненавидит свой народ, расстреливал его с воздуха, покупал наемников из других стран Африки, путались в количестве жертв…
— И мы должны быть готовы к этому. Все мы помним информационную войну в августе 2008 года во время грузино-осетинского конфликта, когда вся европейская и американская пресса опустилась до геббельсовской пропаганды…

— А сейчас мировые СМИ чуть ли не с восторгом показали убитого Каддафи и его сына…
— Это противозаконно хотя бы потому, что любой человек, взятый в плен, имеет право на защиту. А тут захватили беззащитного человека, и каким бы он ни был злодеем, положим, но выставлять его тело в универмаге на всеобщее обозрение! И Обама всех поздравляет! Такова цена демократии по-американски.

— Война в Ливии американскому «голубю мира» — Бараку Обаме — не будет ли стоить президентского кресла?
— Обама настолько мало интересуется зарубежными делами, если, конечно, не убивают американцев, для него гораздо страшнее экономическая политика, которая вызывает неприятие как у либералов, так и у консерваторов. И в этом смысле вполне можно предположить, что Обама — президент одного срока.

— А что означает потеря Ливии для России — ведь мало того что мы три года назад списали ей долг 4,5 млрд. долларов, так мы же теряем многомиллиардные контракты на закупку российского во-оружения?
— В конце концов экономические потери мы переживем. Но с политической точки зрения сейчас центр событий переносится именно в Сирию. И это нужно понять всем.

— Валерий Петрович, вы не раз были в Сирии, воочию видели, какие волнения там происходят. как события в Сирии могут навредить России?
— В Сирии, в городе Тартусе, находится последняя и единственная база российского Военно-морского флота в Средиземном море. А вице-президент Америки Джо Байден когда-то откровенно сказал: Ливию мы накажем за то, что она переориентирует нефтяные потоки на Китай, а Россию — за то, что у них в Тартусе военная база, — мы не можем это допустить. Таковы американские интересы. Но ведь и у нас есть свои интересы!

— Ливийская нефть не дает покоя американцам…
— Ливия не самый крупный поставщик нефти в США, хотя нефть там очень хорошая, США получают нефть из Саудовской Аравии, Катара...

— И все же если ливийская нефть потечет в американские резервуары, то не упадут ли мировые цены на нефть и не скажется ли это на российском рубле, не повлияет ли на выборную ситуацию? Ведь в наш бюджет, как известно, заложена цена нефти 100 долларов за баррель…
— Как говорится, ни один серьезный аналитик не станет предсказывать время падения или подъема цен на нефть. Но то, что это надо предусматривать, — абсолютно точно. Поэтому нужна строгая финансовая дисциплина, перестройка общественного сознания, прекращение бесполезных споров… А что касается выборной ситуации, то, думаю, вряд ли на нее повлияет падение цен на нефть. Потому что это зависит не от ливийской нефти, а от того, будут ли по-прежнему основными потребителями нефти такие страны, как Китай, Индия, — если там сократится спрос на нефть, то тогда цена на углеводороды упадет.

— Если подытожить, то какие шаги должно предпринять российское руководство?
— Повторяю, это недвусмысленная поддержка президента Башара Асада, поддержка его реформ, организация переговоров с разумной частью оппозиции, но с требованием, чтобы эта разумная часть оппозиции решительно отреклась от террористов, бандитов и убийц. Вот эта внешнеполитическая линия должна быть очень четко заявлена уже в ближайшие дни.

Беседовала Людмила КЛУШИНА
↑ Наверх