Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

С благословения императора

Петербуржцы отметили юбилей железнодорожного движения в России

 

175 лет назад петербуржцы впервые сели в паровоз под названием «Проворный», который отправился в Царское Село по только что проложенной чугунке. Как это было, вспоминали на днях на реконструкции запуска железнодорожного движения в России.

Паровоз «Лебедянка» вез пассажиров в Пушкин бесплатно


Событие началось с отправления ретропоезда с Витебского вокзала в Пушкин. Пассажирами юбилейного рейса стали ветераны Октябрьской железной дороги, воспитанники детских домов города, учащиеся железнодорожных техникумов и журналисты.

К одиннадцати утра один из залов ожидания на втором этаже Витебского вокзала уже был заполнен пассажирами. Делегатов встречали дамы от пяти до 15 лет в разноцветных платьях, какие носили в имперской России, и кавалеры в высоких черных цилиндрах. Голубые, желтые, лиловые, бежевые юбки с кринолином до самого пола покачивались в такт музыке, которую исполнял оркестр. В центре зала танцевали легкий вальс. Некоторые пассажиры получали у бойких мальчишек-газетчиков специальный выпуск «Северной пчелы», посвященный истории и развитию железнодорожного движения в России. 

К пассажирам обратился сам... Франц Герстнер

Но вот прозвучал пронзительный гудок, и началось театрализованное представление-реконструкция. Ребята из эстрадно-вокальных студий рассказали о первой поездке богатых чиновников и светских людей на невиданном доселе железном звере.

— Едва промчится полчаса, и мы окажемся на месте, — пообещал с импровизированной сцены актер, играющий инженера-изобретателя Франца Герстнера, создателя первой железной дороги в России. — Сегодня вы увидите, как человеческий ум побеждает стихию. Царь дал мне благословение на создание Царскосельской железной дороги. 

Под музыку оркестра пассажиры заняли места в вагонах согласно... нет, не купленным билетам. Эта поездка — бесплатная. Кстати, как и много лет назад. Дело в том, что в течение первых трех дней с начала курсирования паровозов пассажиры могли ездить совершенно даром. О причине этого невиданного в наши дни явления рассказал ведущий исторической викторины, который развлекал делегатов в вагоне, чтобы те не уснули в пути: 

— Все дело в том, дамы и господа, что первые пассажиры просто боялись ездить на железном звере. Вот и было решено сделать для них поездки бесплатными — в качестве рекламы. Потом, конечно, плату начали взимать, ведь паровоз стал популярен.

В зале ожидания Витебского вокзала танцевали дамы в кринолинах и кавалеры в цилиндрах

Ровно полчаса и пять минут с историческим экскурсом и харизматичным ведущим пролетели незаметно. Согревшиеся в вагонах, ребята и ветераны неохотно покинули свои места. Но горячий чай и пирожки с мясом на перроне оживили этот процесс. На сцене Привокзальной площади их уже ждали артисты в исторических костюмах. 

В перерыве между представлениями мы заметили в толпе заместителя начальника ОЖД Андрея Панкова и не преминули расспросить его о празднике. 

— В Пушкин мы ехали на так называемом паровозе «Лебедянка» — уже послевоенного времени. В нашем музее есть паровозы и XIX века, но, к сожалению, они уже не на ходу, а на вечной стоянке в качестве музейных экспонатов. Несмотря на эту неточность, сегодня атмосфера тех лет очень хорошо передана, — рассказал наш собеседник. — Ведь важен тот факт, что мы можем рассказать молодым людям, как началось железнодорожное движение в России. Например, я хорошо помню, как еще молодым человеком был участником 150-летнего юбилея. Это было для меня и тогда ценно, а сегодня, наверное, в тридцать раз ценнее! Надеюсь, что молодежь, пришедшая на праздник, запомнит это событие. 

 

Фото Ивана КУРТОВА
↑ Наверх