С мертвой старухой в чемодане…
В честь Даниила Хармса в городе прошло необычное действо
15 июня петербуржцам, прогуливающимся по центру города, то и дело попадались странные старухи. Одну даже несли в чемодане. Это был спектакль-перформанс, организованный студентами Театральной академии в честь 75-летнего юбилея повести Даниила Хармса «Старуха».
Повесть соткана из черного юмора, абсурда и нелепостей.
Год, когда Хармс писал «Старуху», был одним из самых жестоких, самых голодных в его жизни. Герой повести заталкивает неожиданно умершую в его комнате старуху в чемодан и выходит из дома, чтобы избавиться от тела. Город видится ему странным, пронизанным абсурдом и нелепостями. Да и самому себе он кажется нелепым. Он идет определенным маршрутом, который достаточно точно прописан в повести. Поначалу организаторы театрализованного шествия хотели провести зрителей по этому маршруту, а заодно заглянуть в места, которые были чем-то дороги и важны для самого Хармса. И везде создать импровизированные театральные площадки, которые работали бы в режиме нон-стоп целый день. Таких мест, по самым скромным подсчетам, набралось более пятидесяти.
Хватило бы на пару недель театрального марафона. Может быть, когда ряды «хармсовчан» прирастут тысячами поклонников, такой фестиваль и проведут. Пока же ограничились где-то десятком мест. Сразу скажу, будь старуха жива, вряд ли ей удалось бы обежать их все. Да и главному герою с мертвой старухой в чемодане такой маршрут был бы не под силу.
Только молодым и крепким девчонкам и ребятам, а также некоторым из их родителей удалось продержаться до конца. Разбившись на несколько групп, они отправились в гонку по маршруту. Улицы Восстания и Маяковского, а также окрестные дворы, где жил Хармс. Кафе и магазины, которые он посещал. И везде зрителей встречала хармсовская старуха. На одной площадке она была испуганной, на другой — агрессивной, на третьей — милой и привлекательной, а в Музее Анны Ахматовой было сразу несколько старух.
На доме №11 по улице Маяковского, где жил Даниил Хармс, установлена мемориальная доска.
Такое многообразие можно отчасти объяснить тем, что перформансы создавались разными молодыми режиссерами. А у всех свои методы. Зрители были полностью погружены в хармсовское пространство. В Музее-квартире Зощенко можно было не только поговорить с героем повести Сакердоном Михайловичем о вере в Бога или о бессмертии, но и выпить с ним водки из чайника и закусить холодным вареным мясом из супа.
Зрители водку пили, а на мясо посматривали стеснительно. Но как только свет гас, мясо из тарелок мгновенно исчезало. Вообще в театральных постановках было множество темных сцен, то есть таких, где света было мало или его не было вовсе. Не знаю, можно ли то же самое сказать о творчестве Хармса. Ведь иногда читаешь его строки и чувствуешь себя таким темным.
А потом вдруг бац — молния и прояснение. И новый смысл открывается, и новые пласты обнажаются. И понимаешь, что хотел сказать именно тебе писатель. «Именно тебе» — ключевой момент. Главная мысль, которую старался донести до зрителей автор проекта Константин Учитель, состоит в том, что Даниила Хармса нужно постигать и открывать, чтобы понять самого себя.
Фоторепортаж с мероприятия можно посмотретьнанашем сайте по ссылке: http://vppress.ru/stories/Fotoreportazh-Daniil-Kharms-so-svoei-starukhoi-v-Peterburge-24277
Метки: Книжный клуб Памятная дата Спецпроекты
Важно: Правила перепоста материалов