Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

С нами говорит Заратустра

Его можно встретить на фестивале стрит-арта

В среду на Адмиралтейском проспекте, напротив дома №6, художница и продюсер фестиваля «Мультивидение» Светлана Петрова и ее кот Заратустра, давно ставший звездой Интернета (на фото), торжественно открыли Музей стрит-арта под открытым небом, который будет работать целый месяц.

Рыжий Заратустра, поразивший прессу своими громадными размерами, и его хозяйка позировали теле- и фоторепортерам, уютно расположившись подле собственного творения — вольной вариации на тему картины Яна Стена «Счастливая семейка».

Корреспондент «Вечёрки» поговорил с обоими.

«Искусство видно сразу»

— Какова цель данной уличной экспозиции?
— Обычно говорят, что современное искусство — это что-то ужасное и непонятное, мы же стараемся показать и доказать, что многие современные художники понимают прекрасное так же, как и мастера прошлого, что преемственность поколений никуда не делась. На всех работах, представленных на нашей экспозиции под открытым небом, видно, что диалог, который ведут наши художники, хоть и современен, но лишен пошлости — это действительно красивые вещи. 

— На выставках работы обычно покупают. А сколько стоит полотно за вашей спиной, то самое, что наклеено на рекламный стенд?
— Ну, если я его подпишу, оно будет стоить около тысячи евро. А неподписанное — оно для всех, обычный постер. Вот и вся разница между пафосом галерей и городской улицей. 

— Как насчет того, что в вашей работе использована классическая картина, скажем так, в неоднозначном прочтении?
— Начнем с того, что в музее, где висит оригинал, всем наша работа понравилась. С другой стороны, я не думаю, что очень уж много людей знакомы с работами Яна Стена. А теперь, хотя бы потому что в нее пришел счастливый толстый кот, люди откроют художественные альбомы, поищут в Интернете и чуть больше узнают об искусстве. Ведь в этом-то и суть интернет-мема — Заратустра путешествует от одного классического произведения к другому, привлекая внимание людей к живописи. 

— Какова роль котов и кошек в нашем городе?
— Говорят, что как в России, так и во всем мире в тридцати процентах домов живут коты. Получается, что это почти пятидесятипроцентный охват населения. Получается, что кошки интересны очень многим людям любого возраста, от мала до велика. Потому-то мы и пригласили кота стать нашим куратором! Тем более он у нас и в борьбе за президентское кресло участвовал, но, несмотря на то что проиграл, продолжит борьбу за свое место в человеческом обществе.   

— Что вы скажете о таком виде стрит-арта, как граффити? В каком случае оно из вандализма превращается в искусство?
— Это очень сложный вопрос. Что — вандализм, а что — искусство, покажет только время. Впрочем, бывает, что это очевидно: что-то намалевано, или написано неприличное слово, или неприличная картинка. Мне кажется, что это не искусство, даже если оно воспроизведено на мосту. А иногда искусство видно сразу!

Вася Ложкин. «Есть чо пожрать?».

Экспозицию «Бесконечная история, или Vita brevis ars eterna» можно увидеть весь июль по адресам:

  •  Адмиралтейский пр., 6. Светлана Петрова и кот Заратустра (FatCatArt.ru): «Ян Стен. Счастливая семейка. Оригинальная версия»;
  •  Большая Конюшенная ул., 4. Дмитрий Шорин: «SMS»;
  •  Большая Конюшенная ул., 10. Иван Плющ: «Заседание»;
  •  Кленовая аллея, угол с Инженерной ул. Андрей Хлобыстин: «Искусство и театр»;
  •  Кирочная ул., 43. Николай Копейкин: «Война миров»;
  •  Кирочная ул., угол с Таврической. Вася Ложкин: «Есть чо пожрать?»;
  •  Греческий пр., 2. Игорь Яновский: «graFFFest»;
  •  ул. Маяковского, 11. Андрей Бартенев: «Три девицы»;
  •  ул. Маяковского, 22. Валерий Кацуба: «Утро в сосновом лесу (#3)»;
  •  Кузнечный  пер., 5. Андрей Люблинский: «GoodBad».

Также в программе арт-форума — создание самого высокого стрит-арт-объекта России (на территории бывшей фабрики «Красное Знамя» голландские художники оформят граффити промышленную трубу высотой 75 метров и прилегающие к ней стены), «Мульти-мост Санкт-Петербург — Амстердам» (впервые это мульт-шоу пройдет одновременно и в Санкт-Петербурге, и в Амстердаме). 

«Мы много говорим про искусство, а тем временем появляются здания вроде Мариинки-2»

Удалось нам поговорить еще с одним художником, Валерием Кацубой (на фото), чья работа «Утро в сосновом лесу» расположилась на улице Маяковского, 22. 

— Что вы думаете про граффити?
— Граффити — оно само по себе предназначено для стен, хотя стена может быть и в музее. Лично я не большой его любитель. Меня больше соблазняют труд и мастерство, а взять и расписать… может любой. Если без мастерства. Талант в граффити встречается редко. Как правило, то, что мы видим на остановках и в подъездах, — уродливые каракули без смысла. 

— Как вы считаете, должны ли в городе, в том числе и в его историческом центре, появляться новые арт-объекты?
— Я считаю, что должны. Недалеко от места, где мы сейчас находимся, расположена Исаакиевская площадь, на ней — памятник Николаю I. В принципе это такой же арт-объект, как и то, что предлагается сейчас нашими с вами современниками. Они появлялись столетия назад, почему бы им не появляться и сейчас? Но вопрос в том, чтобы разгулявшаяся современная мысль не навредила: нельзя сказать, что историческая часть города — музей, мы ведь здесь живем, но это кладезь труда зодчих за три сотни лет. Мы должны уважать свое наследие и очень щепетильно подходить к попыткам привнести в эту среду что-то новое. 

Светлана Петрова, кот Заратустра и Ян Стен. «Счастливая семейка». Оригинальная версия».


— Многие авторы современной скульптуры сетуют на то, что для установки их изваяний в центре требуется слишком много согласований, они заверяют, что необходимо полагаться исключительно на мнение горожан… Согласны ли вы с этим?
— Я считаю, что профессиональная комиссия должна быть. Вопрос в том, кто эти люди и на каком основании они определяют, что должно быть в городе, а чему в нем не место. Это должны быть открытые в своем мировоззрении люди. Из мировой практики известно, что желающие заменить ручку на входной двери в доме, расположенном в исторической части Лондона или Парижа, должны получить миллион согласований. И не факт, что вам это позволят сделать. Поэтому эти города в таком хорошем состоянии. Мы же меняем все, что хотим, и даже сносим дома, все равно — разрешили или нет. Если так пойдет дальше, мы просто потеряем исторический центр Петербурга, а это все, что у нас есть. Мы много говорим про искусство, а тем временем появляются здания вроде Мариинки-2, разрушающие целые архитектурные ансамбли… При всем этом можно создать какую-то маленькую аккуратную скульптуру, которая только подчеркнет прелесть окрестностей.

↑ Наверх