Газета выходит с октября 1917 года Friday 27 декабря 2024

«С первого взгляда она меня невзлюбила»

Почему блокадница конфликтует со службой бесплатных сиделок

Старость и болезни всегда приходят нежданно. Вчера человек был еще бодр и подвижен и вот вдруг оказывается на больничной койке. Так произошло с Тамарой Ивановной Любимовой — 81-летним ветераном труда, блокадницей. Почувствовала себя плохо, диагностировали инсульт, поместили в больницу, а вышла она оттуда с частично парализованной левой стороной тела — рука и нога не слушаются. Дали инвалидность первой группы. У родственников — сына и внука — нет возможности ухаживать за старушкой, благо по закону ей как блокаднице полагается сиделка, услуги которой оплачиваются из бюджета Санкт-Петербурга в соответствии со специальной городской программой, которая действует на протяжении почти пяти лет. Нуждающиеся или их родственники подают заявление в районные отделы социальной защиты населения, а там, с учетом заслуг, человеку выделяют сиделку на 4, 5, 6 и больше часов в день. Предоставляет ее организация, выигравшая городской конкурс. В данном случае — это Санкт-Петербургское региональное общественное учреждение (СПбРОУ) «Свет», которое с 2010 года участвует в программе правительства Санкт-Петербурга по предоставлению услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам. Оттуда и прислали Тамаре Ивановне сиделку. Но с самого начала начались проблемы.

Сначала время ухода сократили, потом увеличили

В своем обращении в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы» Тамара Ивановна Любимова пишет, что с 2011 года у нее конфликт с СПбРОУ «Свет», так как сиделки не выполняют пункты договора. 

— В 2010 году мне выделили сиделку на 12 часов в день, — сообщила ветеран в телефонном разговоре с корреспондентом «ВП». — Потом в бюджете не оказалось денег, и сиделка стала приходить только на 4 часа, но с 25 апреля нынешнего года время снова увеличили — до 8 часов. 

По словам ветерана, СПбРОУ «Свет» не смогло быстро перестроиться на новый график и какое-то время присылало сиделку, которая кроме Тамары Ивановны обслуживала еще одного ветерана. Поэтому в 12.30 она уходила, чтобы накормить его, а в 15 часов возвращалась. 

— 10 мая сиделка сказала, что к ней приехала дочка, — продолжает блокадница, — и она хочет отвести ее в Петропавловскую крепость, поэтому сократит свой рабочий день до 4 часов. Я заявила, что в договоре прописан 8-часовой день, тогда она сказала, что вообще не будет работать. И до 12 мая у меня вообще никого не было. Я сидела одна, голодная и немытая. Только после того, как я позвонила в приемную Смольного, мне прислали сиделку, и с тех пор их часто меняют. В основном это азиатки, которые иногда даже русского языка как следует не знают. И образования у них вообще никакого нет, не говоря уж о медицинском. Они даже давление не могут измерить…

Заботой ветеран не обделена 

Наш корреспондент связывалась с отделом социальной защиты Красногвардейского района и с заместителем генерального директора СПбРОУ «Свет». Там, услышав фамилию ветерана, реагировали бурно:

— Как же: знаем-знаем! У нас имеются целые тома переписки с Тамарой Ивановной. Она и в прокуратуру обращалась, и в приемную губернатора, и в комитет по социальной защите, и в УФМС, и отовсюду приходили проверки. Никакого криминала не нашли. 

— К Тамаре Ивановне помимо сиделки прикреплена социальный работник, которая приходит к ней два-три раза в неделю, закупает продукты по списку и готовит пищу, — сообщила заместитель генерального директора СПбРОУ «Свет» Мария Егорова. — Так что заботой она не обделена. И одна никогда не остается. Но характер у старушки очень трудный, она может оскорбить работницу, выгнать ее… За полгода у нее поменялось десять сиделок. 

Мария Егорова процитировала одно из заявлений, поступившее на имя руководства организации от работницы, которая обслуживала Тамару Ивановну: 

«Я работаю у больной Любимовой с 30 мая по 17 июня. С первого взгляда она меня невзлюбила, ругается за каждую мелочь, не доверяет, не подпускает к себе. Я, если ее послушать, все делаю не так: неумеха, неряха, не та стрижка, не тот цвет волос. Кушать на кухне запретила, так как говорит, что не видит, что я там на кухне делаю на самом деле. У нее все сиделки нечестные, все у нее якобы разворовали. Каждый раз, выходя на кухню, пересчитывает в холодильнике продукты и кастрюли, посуду в шкафу. Я работаю сиделкой 11 лет. Имею хороший опыт работы и много благодарностей от подопечных. Прошу перевести меня к другой подопечной. Подпись: Мария Михайловна Паратовская».

Что тут скажешь? Да, у старых людей порой бывает трудный характер, но понять их можно и нужно: они пережили на своем веку такое, что оставило в душах зияющие раны. И это надо учитывать, особенно тем, кто призван работать со стариками. 

Потребности у стариков — не материальные, а духовные

На сайте СПбРОУ «Свет» читаем: 

«Сиделка — это незаменимый помощник, который поможет вам обеспечить наилучший уход за вашими близкими. Специалист осуществляет постоянный контроль за состоянием подопечного (не только физическим, но и эмоциональным, психологическим) и, в случае его ухудшения, незамедлительно принимает необходимые меры и сообщает родственникам. Работа сиделки по степени ответственности сравнима с обязанностями няни. Пожилые или тяжелобольные люди нуждаются в такой же заботе и внимании, как и дети. Сиделка должна не только успешно выполнять свои функциональные обязанности, но и проявлять безграничные терпение и такт в общении со своими подопечными. К тому же не будем забывать, что на плечи работников ложатся довольно серьезные физические нагрузки».

Слова — правильные, но, к сожалению, порой не получается по писаному.

Как рассказала Мария Егорова, время от времени по настоянию организации из комплексного центра социального обслуживания населения к Тамаре Ивановне присылают психолога из отделения экстренной психологической помощи. Он придет, побеседует со старушкой — и вот уже галочка в соответствующем отчете поставлена. Но разве этого достаточно? 

Наше общество стареет, и по мере того как возрастная планка отодвигается, все насущнее потребность не просто в хороших людях, которые бы пришли к человеку и за деньги постирали и почитали ему книжку, а в хороших специалистах — в тех же психологах, грамотных социальных работниках. Потребности у нынешних стариков уже больше не материальные (пенсии у ветеранов войны и блокадников приличные), а скорее личностные, духовные. Люди страдают от одиночества, хотят человеческого общения и живого участия, чтобы их выслушали, поняли, поддержали. Поэтому и социальные службы должны каким-то образом меняться, поспевать вслед за временем. Может, Тамара Ивановна нашла бы взаимопонимание с сиделкой, если бы психолог помог ей в этом — не один раз в полгода с ветераном побеседовал, а провел курс занятий. Снял напряженность, успокоил. Возможно, для работы с такими своеобразными подопечными нужно ввести должность сиделки с образованием психолога и с соответствующей повышенной оплатой труда такого специалиста. Словом, конфликты между блокадницей и службой сиделок заставляют задуматься о многом. А пока СПбРОУ «Свет» решает проблему, просто меняя сиделок. Неизвестно, сколько это еще будет продолжаться.

Что входит в обязанности сиделки:

  •  Помощь в одевании и переодевании.
  •  Смена нательного белья.
  •  Смена постельного белья.
  •  Содействие в приготовлении пищи, ее разогрев.
  •  Кормление ослабленных подопечных.
  •  Подготовка питья, помощь в питье.
  •  Мытье и чистка посуды.
  •  Влажная уборка в жилой комнате, где находится подопечный.
  •  Помощь в самостоятельном умывании.
  •  Помощь в причесывании, бритье бороды и усов.
  •  Уход за полостью рта, уход за ушами и носом.
  •  Уход за глазами (промывание, закапывание лекарств — по назначению врача).
  •  Гигиеническая обработка рук, ног.
  •  Обтирание, подмывание.
  •  Помощь в самостоятельном подмывании, обтирании.
  •  Смена памперсов.
  •  Сопровождение в туалет, высаживание на судно, вынос судна.
  •  Санитарная обработка предметов ухода за подопечным.
  •  Содействие в госпитализации.
  •  Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры, определение артериального давления и другое — по назначению врача).
  •  Обеспечение приема лекарственных препаратов, закапывание капель — по назначению врача.
  •  Выполнение перевязок, наложение компрессов — по назначению врача.
  •  Профилактика образования пролежней (перемещение в пределах постели, гигиенический массаж и т. д.).
  •  Проведение обработки пролежней — по назначению врача.
  •  Проведение доверительных бесед.
  •  Чтение журналов, газет, книг, управление бытовой техникой (радио, телевизор и т. п.).
  •  Вызов «скорой (неотложной) помощи», исходя из состояния подопечного или по его требованию, информирование родственников об ухудшении состояния подопечного.
  •  При нахождении подопечного в стационаре в случае ухудшения состояния подопечного либо по его требованию вызов лечащего (дежурного) врача или постовой медсестры.
  •  Сопровождение на прогулку или по адресу назначения (поликлиника, больница, посещение родственников и др.).
  •  Закупка продуктов и лекарств по заданию и на средства заказчика.
  •  Замачивание вещей или стирка в стиральной машине грязного белья.
  •  Вынос мусора.
↑ Наверх