Газета выходит с октября 1917 года Sunday 17 декабря 2017

С умом и талантом

На гастроли в Петербург едет один из самых значительных и интересных театральных коллективов страны — Воронежский камерный театр, создание режиссера Михаила Бычкова, который бессменно руководит им в течение двух десятков лет

Гастрольная афиша состоит из четырех названий: трех самых что ни на есть классических — «Борис Годунов», «Игроки» и «Доходное место» и одного создания в стиле «вербатим» — «День города», получившего намедни спецприз «Золотой маски» за создание целостного актерского ансамбля. Спектакли будут показаны на сцене МДТ — Театра Европы с 15 по 18 октября.

Из спектакля "Борис Годунов"

Вообще-то ради того, чтобы познакомиться с этим театром, можно было бы съездить и в Воронеж, поскольку мало найдется художественных организмов — в России да и во всем мире, — которые с такой внятностью, целостностью и осознанностью — строились и развивались бы год от года, без сбоев и серьезных проколов. Михаил Бычков практически идеально играет роль капитана своего небольшого, но современного и маневренного корабля и штурмует самые неприступные крепости. Пушкин, Гоголь и Островский — причем хрестоматийные, известные всякому образованному человеку — заведомо предъявляют постановщику завышенные требования. Но за какой бы текст ни брался режиссер Бычков, у него всегда есть четкое понимание, что именно он хочет сказать, и, что не менее важно, в какой форме. Безупречное владение стилем доставляет отдельное и сильное удовольствие поклонникам воронежского Камерного театра — причем речь идет как о стиле конкретной эпохи, если это для постановщика принципиально, так и об индивидуальном стиле каждого спектакля. В то же время есть то, что объединяет бычковские спектакли: жесткая структура, чувство меры и самоиронии автора и, главное, виртуозная, умная, слаженная работа артистов, которые поют одну песню с капитаном, но на своем уровне выступают яркими и глубокими художниками. Классиков Бычков ставит как современников — иногда исключительно за счет сегодняшних, узнаваемых интонаций, иногда играя с формой, как завзятый буффон. Так, «Борис Годунов» будет разыгран на фоне зеленой стены — отсылающей к телевизионному хромакею, позволяющему впоследствии подложить любой нужный фон и, соответственно, любую необходимую трактовку для события. В костюмах соблюден лишь общий стиль длиннополых одежд русского боярства. Остальное — пространство для любых игр с эпохами, смыслами, формами. Напряжение на сцене создается нешуточное, как обычно в политических играх, но снайперски выбранный жанр трагикомического гротеска уводит от прямых аллюзий к жутким и объемным обобщениям, за который спектакль получил от критиков характеристику самого радикального высказывания Бычкова.

Гоголевские «Игроки» полны мистики. Сквозь дыры в стенах провинциальной гостиницы, где циничные шулера обирают Ихарева, романтика карточных махинаций, глядит пугающее пустое пространство, сквозь которое под музыку Энио Морриконе, а также джазовые и фолковые мотивы Рэя Кудера и Эндрю Берда проникают материализованные видения и привидения. Тут Бычков выступает в соавторстве с петербургским художником, многократным лауреатом «Золотой маски» Эмилем Капелюшем.

Семейно-социальная драма Островского «Доходное место» — самый традиционный спектакль в рамках гастролей, но и один из самых актуальных. Здесь разбирается тема очень понятного выбора между личным счастьем и материальным благополучием, без которого счастье, как быстро выясняется, трудно сохранить, но которое требует таких жертв, которые разрушают основы личности.

Наконец, «День города» по сей день остается единственным образцом документального спектакля, созданного в технике «вербатим» — то есть на основе реальных монологов подлинных обитателей Воронежа, но без участия драматурга. Актеры Камерного театра и режиссер Михаил Бычков обошлись своими силами и были награждены не только не ослабевающим вниманием публики, но, как уже было сказано, высшей театральной премией страны «Золотая маска».

↑ Наверх