Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Сады моей души всегда узорны»

Шестой фестиваль «Императорские сады России» пройдет в июне 2013 года и будет посвящен 400-летию Дома Романовых

На дворе ноябрь, штормовая погода — ветер, дождь, мокрый снег. А в Русском музее в минувшую пятницу говорили о белых ночах и цветущих садах. Здесь уже началась подготовка VI Международного фестиваля «Императорские сады России».

Фестиваль «Императорские сады России» был создан благодаря поддержке Фонда Майкла Кентского. На фото принцесса Кентская


Елена Штиглиц, главный ландшафтный архитектор Русского музея, подвела итоги фестиваля: «Наш музейный фестиваль «Императорские сады России», созданный благодаря поддержке Фонда принца Майкла Кентского, Союза садоводов России, Русского музея и Фонда восстановления дворцов Русского музея, был представлен публике 4 сентября 2007 года в Михайловском саду. При участии принца Майкла Кентского и его супруги была заложена клумба, причем посаженные цветы должны были образовать весной триколор, символизирующий российский флаг. И весной клумба зацвела именно так, как и задумывалось. В первый год выставка длилась всего четыре дня. За эти дни  в саду побывали 70 тысяч человек. Видя такой успех, музей решил продолжить начинание. Тема второго фестиваля была сложной: «Лабиринт. Орнамент. Символ». В том же году в Мраморном дворце Русского музея открылся после реставрации Зимний сад. Именно там проходили презентации фестиваля в зимнее время. В 2010-м фестиваль был посвящен Году Франции в России, его символом стала лилия Бурбонов. Затем пришел черед Италии, символом стала картина Карла Брюллова «Итальянский полдень», хранящаяся в коллекции Русского музея. И наконец, в пятый, юбилейный год девизом была строчка из песни «С чего начинается Родина». Шестой фестиваль «Императорские сады России» будет посвящен 400-летию дома Романовых. Есть еще одна юбилейная дата — 155-летие Российского императорского общества садоводов. Кроме того, будущий год объявлен президентом РФ годом охраны окружающей среды».

Часть Михайловского сада отдадут английским партнерам. Это не случайно. Возраст у «Императорских садов» совсем еще юный, но он уже вышел на международную арену. Главный хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева рассказала об участии в фестивале ландшафтного искусства в Лондоне.

— Композиция «Сад Русского музея» была решена по мотивам знаменитого абстракциониста Казимира Малевича. У нашего шатра стояли матрешки, расписанные в духе абстракций Малевича,  были сделаны вариации из черной травы: «Черный квадрат» и «Черный круг». Матрешки, которые в России уже давно воспринимаются как кич, в Лондоне проходили на ура и привлекли к композиции Русского музея повышенное внимание и публики, и СМИ.

В 2013 году на фестиваль в Петербурге ждут гостей из Англии. 

По словам Ольги Черданцевой, даже ландшафтное искусство на фестивале в Хэмптон-Корте было политизированным. Так, английская композиция была посвящена взрывам в лондонском метро, а японская — катастрофе в Фукусиме. 

Девиз будущего фестиваля звучит как «Plantomania» (от английского слова plant — растение). 

Императрица Екатерина Великая писала: «В моей плантомании первенствует англомания». Во времена Екатерины аристократы увлекались ботаникой, добывали семена необычных растений, знали их названия на латыни, составляли гербарии. Императрица, если верить ее письмам, нередко сама с лопаткой в руках работала в саду. Она перевела книгу Томаса Вейтли «Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями». Во многом благодаря усилиям Екатерины в общество проникли главные идеи английского сада — о «живописной красоте» местности, о ее характере и настроении.

Александра Алексеева, заведующая сектором ландшафтной архитектуры Русского музея, назвала темы выставки-конкурса. 

  • Первая —«Сады монархов». Она делится на несколько разделов: «Парадные сады»; «Императорские и королевские общества садоводов»; «Собственные сады и садики императриц»; «Зимние сады и оранжереи». 
  • Вторая — «Приют, сияньем муз одетый…» — посвящается миру русских и английских усадеб, итальянских вилл, французских замков, воспитавших гениев — Пушкина, Толстого, Клода Моне…
  • Третья — «Красота спасет мир» — посвящается экологии и сохранению садов, которые в последние годы, в частности в Петербурге, приносятся в жертву строительным корпорациям. Она делится на разделы: экологические сады; дождевые сады; зеленые крыши; технологии XXI века. 
  • Вне конкурса будет тема «С веком наравне…», которая делится на два раздела: «Знаменитые выставки цветов и ландшафтного искусства всего мира» и «Сады от-кутюр».  В ней представят свои работы гости фестиваля.

↑ Наверх