Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Абонементы Филармонии,

или «Здесь есть чем поделиться со слушателями»

До начала концертного сезона еще есть время. Но люди предусмотрительные, так сказать, готовят сани летом. В смысле — заранее заботятся о культурном досуге на осень и зиму и покупают абонементы в Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Уже сейчас известно, что именно прекрасного нас ждет на абонементных концертах сезона-2012/13. Можно смело выбирать — кому что по нраву.

Абонементы в Большой зал Филармонии всегда пользовались большим спросом у петербургских любителей музыки.


Заместитель художественного руководителя Филармонии Ирина Родионова любезно рассказала нам об абонементах будущего сезона:

— В свое время Филармония продавала на абонемент весь зал — тысячу с лишним мест. Но примерно с 2000 года квота на абонементные концерты — пятьсот билетов. Остальное идет в открытую продажу. Конечно, это связано помимо всего прочего с оттоком филармонической публики. И все-таки в последние несколько лет абонементы стали продаваться лучше. В нынешнем году Филармония увеличила их тематически от 12 до 14. Это радует. Наверное, тут есть и заслуга всех нас, работников Филармонии. А еще — заслуга времени, когда публика вновь потянулась к классической музыке. К счастью, мы все чаще и чаще видим полные залы.

О золотой старине...

— Из того, что мы делаем регулярно, надо прежде всего назвать абонементы №1 и №3: это концерты заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Филармонии. Называются они «Юрий Темирканов и его оркестр» и «Первый симфонический оркестр России». Тут будут лучшие дирижеры и солисты. В рамках первого абонемента, например, состоится авторский вечер композитора Кшиштофа Пендерецкого, который уже четыре года не выступал в Большом зале. На будущий сезон он к своему 80-летию продирижирует тремя новыми сочинениями — это будет первое их исполнение в Петербурге. Судя по названию, нас ждет что-то очень красивое: например, концерт для валторны с оркестром «Зимний путь».

Два абонемента подготовлены для Академического симфонического оркестра Филармонии, который в этом году празднует свое 80-летие. И на днях исполнилось ровно 35 лет, как этим оркестром руководит Александр Сергеевич Дмитриев. Один из абонементов, №4, так и называется: «Александр Дмитриев и его оркестр». Другой, №9, — «Нескучная классика». Он существует два года. Для молодой аудитории, неофитов, так сказать. Кроме того, из старых абонементов мы сохраняем «Концерты для всей семьи» (№11) и «Разные истории для детей и их родителей» (№12).

Некоторым абонементам уже лет по двадцать. А другие — прижились в последние годы. Как, например, №6, «Страсти по романтизму». Это беспроигрышный вариант: люди любят романтическую музыку не меньше, чем детективные фильмы.

Или №5: «Музыка Вены». Туда попадает вся венская классика: Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Будут и такие новинки, как «Реквием» Михаэля Гайдна — музыка совершенно у нас неизвестная. 

Четверть века у нас не звучала «Торжественная месса» Бетховена, очень сложное для хора сочинение. Его для нас споет немецкий церковный хор. Здесь есть нечто символичное, потому что мировая премьера этого произведения состоялась именно в Петербурге, в доме Энгельгардта, то есть в нынешнем Малом зале Филармонии.

С прошлого сезона мы продолжаем именной абонемент (№7) главного приглашенного дирижера заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Филармонии Геннадия Рождественского, который на сей раз представит русскую музыку. Все четыре концерта цикла пройдут в апреле, как и в этом году.

Из наших продолжающихся абонементов назову еще №10, «Концерты во фраках и джинсах». Ведет его Александр Малич, вернувшийся после перерыва, — ведет легко и блестяще. В первом отделении музыканты действительно играют во фраках, во втором — в джинсах. А Малич — ровно наоборот, сначала в джинсах, а после — во фраке.

Звучать будет самое разное, например  музыка к известным кинофильмам, кроме того — симфонические версии таких поп-сочинений, как песни «Queen» и «Pink Floyd».

...и о новой жизни

— «Фраки и джинсы», конечно, предназначены для молодежи. Им же, молодым людям, адресованы еще два совершенно новых абонемента. «Классика в миниатюре» (№14) — это воскресный дневной абонемент с самой популярной музыкой для тех, кто хочет полностью расслабиться и вовсе ни о чем не думать. 

Другой абонемент, под номером 13, идет в пятницу. Он так и называется: «Пятница. Тринадцатый». Пятница, 13-е, ассоциируется у нас с чертовщиной — и первый концерт называется «Роковая сделка». Так что тут будет и Паганини, и музыка к фильмам «Адвокат дьявола», «Дракула»... Другие концерты будут «географическими», «студенческими» — и так далее.

Последний концерт называется «Особенности национальной цензуры». Там будет, в частности, исполняться кантата Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» — изумительной красоты музыка. Я помню, как в 80-е годы она пробивалась к эстраде через большие преграды и как на ее ленинградской премьере дирижер Геннадий Рождественский отказался выходить на сцену, пока зрителям не раздали запрещенный к продаже буклет. Другое отделение — это музыка Прокофьева к фильмам и спектаклям, не снятым и не поставленным в 1937 — 1939 годы — пик репрессий.

Еще один новый абонемент — №2 «Линия жизни» уже почти распродан. Там нет незнакомой музыки, сплошь хиты: Рахманинов, Чайковский, Рихард Штраус, Прокофьев, Шуман и Дебюсси. Их творчество мы заключили в шесть «монографических» концертов. В каждом из концертов композитор представлен от ранних до поздних своих сочинений.

Еще об одном новом абонементе я не могу не сказать. Он называется «Контрасты» (№8). Здесь возможны такие сочетания, как Барток — Бетховен или Прокофьев — Моцарт.

Вот такие контрасты могут быть интересны. По продажам пока этого не видно, но я очень надеюсь на этот абонемент и на то, что публика откроет свои уши для восприятия чего-то незнакомого.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх