Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Абонементы Филармонии,

или «Здесь есть чем поделиться со слушателями»

До начала концертного сезона еще есть время. Но люди предусмотрительные, так сказать, готовят сани летом. В смысле — заранее заботятся о культурном досуге на осень и зиму и покупают абонементы в Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Уже сейчас известно, что именно прекрасного нас ждет на абонементных концертах сезона-2012/13. Можно смело выбирать — кому что по нраву.

Абонементы в Большой зал Филармонии всегда пользовались большим спросом у петербургских любителей музыки.


Заместитель художественного руководителя Филармонии Ирина Родионова любезно рассказала нам об абонементах будущего сезона:

— В свое время Филармония продавала на абонемент весь зал — тысячу с лишним мест. Но примерно с 2000 года квота на абонементные концерты — пятьсот билетов. Остальное идет в открытую продажу. Конечно, это связано помимо всего прочего с оттоком филармонической публики. И все-таки в последние несколько лет абонементы стали продаваться лучше. В нынешнем году Филармония увеличила их тематически от 12 до 14. Это радует. Наверное, тут есть и заслуга всех нас, работников Филармонии. А еще — заслуга времени, когда публика вновь потянулась к классической музыке. К счастью, мы все чаще и чаще видим полные залы.

О золотой старине...

— Из того, что мы делаем регулярно, надо прежде всего назвать абонементы №1 и №3: это концерты заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Филармонии. Называются они «Юрий Темирканов и его оркестр» и «Первый симфонический оркестр России». Тут будут лучшие дирижеры и солисты. В рамках первого абонемента, например, состоится авторский вечер композитора Кшиштофа Пендерецкого, который уже четыре года не выступал в Большом зале. На будущий сезон он к своему 80-летию продирижирует тремя новыми сочинениями — это будет первое их исполнение в Петербурге. Судя по названию, нас ждет что-то очень красивое: например, концерт для валторны с оркестром «Зимний путь».

Два абонемента подготовлены для Академического симфонического оркестра Филармонии, который в этом году празднует свое 80-летие. И на днях исполнилось ровно 35 лет, как этим оркестром руководит Александр Сергеевич Дмитриев. Один из абонементов, №4, так и называется: «Александр Дмитриев и его оркестр». Другой, №9, — «Нескучная классика». Он существует два года. Для молодой аудитории, неофитов, так сказать. Кроме того, из старых абонементов мы сохраняем «Концерты для всей семьи» (№11) и «Разные истории для детей и их родителей» (№12).

Некоторым абонементам уже лет по двадцать. А другие — прижились в последние годы. Как, например, №6, «Страсти по романтизму». Это беспроигрышный вариант: люди любят романтическую музыку не меньше, чем детективные фильмы.

Или №5: «Музыка Вены». Туда попадает вся венская классика: Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Будут и такие новинки, как «Реквием» Михаэля Гайдна — музыка совершенно у нас неизвестная. 

Четверть века у нас не звучала «Торжественная месса» Бетховена, очень сложное для хора сочинение. Его для нас споет немецкий церковный хор. Здесь есть нечто символичное, потому что мировая премьера этого произведения состоялась именно в Петербурге, в доме Энгельгардта, то есть в нынешнем Малом зале Филармонии.

С прошлого сезона мы продолжаем именной абонемент (№7) главного приглашенного дирижера заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Филармонии Геннадия Рождественского, который на сей раз представит русскую музыку. Все четыре концерта цикла пройдут в апреле, как и в этом году.

Из наших продолжающихся абонементов назову еще №10, «Концерты во фраках и джинсах». Ведет его Александр Малич, вернувшийся после перерыва, — ведет легко и блестяще. В первом отделении музыканты действительно играют во фраках, во втором — в джинсах. А Малич — ровно наоборот, сначала в джинсах, а после — во фраке.

Звучать будет самое разное, например  музыка к известным кинофильмам, кроме того — симфонические версии таких поп-сочинений, как песни «Queen» и «Pink Floyd».

...и о новой жизни

— «Фраки и джинсы», конечно, предназначены для молодежи. Им же, молодым людям, адресованы еще два совершенно новых абонемента. «Классика в миниатюре» (№14) — это воскресный дневной абонемент с самой популярной музыкой для тех, кто хочет полностью расслабиться и вовсе ни о чем не думать. 

Другой абонемент, под номером 13, идет в пятницу. Он так и называется: «Пятница. Тринадцатый». Пятница, 13-е, ассоциируется у нас с чертовщиной — и первый концерт называется «Роковая сделка». Так что тут будет и Паганини, и музыка к фильмам «Адвокат дьявола», «Дракула»... Другие концерты будут «географическими», «студенческими» — и так далее.

Последний концерт называется «Особенности национальной цензуры». Там будет, в частности, исполняться кантата Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» — изумительной красоты музыка. Я помню, как в 80-е годы она пробивалась к эстраде через большие преграды и как на ее ленинградской премьере дирижер Геннадий Рождественский отказался выходить на сцену, пока зрителям не раздали запрещенный к продаже буклет. Другое отделение — это музыка Прокофьева к фильмам и спектаклям, не снятым и не поставленным в 1937 — 1939 годы — пик репрессий.

Еще один новый абонемент — №2 «Линия жизни» уже почти распродан. Там нет незнакомой музыки, сплошь хиты: Рахманинов, Чайковский, Рихард Штраус, Прокофьев, Шуман и Дебюсси. Их творчество мы заключили в шесть «монографических» концертов. В каждом из концертов композитор представлен от ранних до поздних своих сочинений.

Еще об одном новом абонементе я не могу не сказать. Он называется «Контрасты» (№8). Здесь возможны такие сочетания, как Барток — Бетховен или Прокофьев — Моцарт.

Вот такие контрасты могут быть интересны. По продажам пока этого не видно, но я очень надеюсь на этот абонемент и на то, что публика откроет свои уши для восприятия чего-то незнакомого.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх